Закон о блокировки фейков подписан. Что дальше?

Закон о фейках

23 августа Садыр Жапаров подписал закон о борьбе с фейками в социальных сетях. Закон незамедлительно вступил в силу.

У подписанного нормативно-правового акта весьма скандальная история. Автором документа выступила Гульшат Асылбаева. Целью своей инициативы она назвала защиту чести и достоинства граждан от клеветы и недостоверной информации.

Депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели законопроект 30 июня. Он был отклонен, так как не сумел набрать необходимого количества голосов поддерживающих его принятие депутатов. За проект проголосовало 59 народных избранников, тогда как для принятия закона число проголосовавших «за» должно быть больше 60.

Попытка номер два

Казалось бы, про эту инициативу следовало бы забыть, как минимум, на полгода. В соответствии с регламентом деятельности парламента, повторное рассмотрение отклоненного законопроекта можно провести только через шесть месяцев.

Фактически же депутаты внесли проект на новое рассмотрение уже 28 июля. Это вызвало массу критики как со стороны многочисленных СМИ, так и со стороны международных правозащитных организаций. Особо отличилась Human Rights Watch со своими призывами к президенту наложить вето на проект Асылбаевой.

При повторном голосовании 29 июля поддержали законопроект 97 депутатов и всего 5 нардепов выразили несогласие.

А может быть депутаты все-таки правы?

Волна негодования, разразившаяся в СМИ, не могла остаться незамеченной. И в этой связи пресс-служба Жогорку Кенеша озвучила свою позицию. И она кардинально отличается от мнения представителей медиа-сферы.

Как сообщила пресс-служба, СМИ грубо исказили информацию о статусе законопроекта. Он не считался отклоненным по состоянию на 30 июня, как это тиражировали во многих средствах массовой информации.

Фактически 30 июня депутаты рассматривали вариант документа с учётом замечаний президента, но он принят не был. Согласно регламента, вице-спикер должен был поставить закон на голосовании в самой первой редакции, которая была принята в трех чтениях парламентариями. Однако он этого не сделал.

Помимо этого, в регламентных документах допускается однократное возвращение к процедуре переголосования по согласованному варианту законопроекта. Именно эта возможность и была использована при повторном голосовании за проект 28 июля. Таким образом, никакого нарушения регламента не было.

Что будет дальше?

Общественность и СМИ делают прогнозы. Большинство не ждут, что новый закон будет работать в соответствии с заявленной целью. Страна замерла в ожидании репрессий неугодных СМИ и внедрении цензуры.

Так ли это, или просто нагнетается соответствующая негативная атмосфера, покажет время.

Exit mobile version