Запретить нельзя, разрешить или запретить, нельзя разрешить? Новый скандал вокруг снятия запрета с добычи урана и тория

Министерство энергетики и промышленности выступило с проектом законопроекта. По мнению, ведомства текущее правовое регулирование сферы недропользования противоречиво и содержит множество пробелов.

Общественный резонанс вызвала предлагаемая норма, разрешающая добычу урана и тория, разработку радиоактивных хвостохранилищ. Суть изменений заключается в том, что такое право могут получить госкорпорации при соблюдении определенных условий. В отношении юридических и физических лиц сохранится действующий запрет не только на разработку урановых и ториевых месторождений, но и на геологическое изучение и разведку.

Сохранится и норма, запрещающая ввоз на территорию радиоактивных отходов, их переработку и захоронение.

Заявление замминистра энергетики и промышленности о том, что нет необходимости создавать ажиотаж вокруг снятия запрета на добычу тория и урана, возымело скорее противоположный эффект. В ведомстве отметили, что при соблюдении техрегламентов никакой опасности для экологии и здоровья людей нет.

Мнение экспертов

Экспертное сообщество не согласно с той частью кыргызстанского общества, которое активно выступает против инициативы Министерства энергетики и промышленности.

Ишимбай Чунуев, президент общества экспертов по недрам РК, считает, что геологическая разведка урановых месторождений необходима. Аркадий Рогальский открыто назвал данный запрет «мракобесным». Он пояснил, что достоверные знания о том, какими запасами радиоактивных полезных ископаемых обладает страна нужны больше не для их добычи, а для того, чтобы государство могло контролировать эти месторождения. Например, их можно законсервировать и не допускать туда людей.

Эксперты отмечают, что зарубежные инвесторы в любом случае продолжают исследовать урановые залежи, даже несмотря на действующий запрет. Они готовят два отчета. Один из них предоставляется в госорганы, где об уране даже не упоминается. Во втором содержится полная информация, которую они включают в свою базу знаний.

История вопроса

Мораторий на добычу урана, тория и разработку радиоактивных хвостохранилищ был наложен в конце 2019 года, когда Сооронбай Жээнбеков, бывший тогда президентом РК, подписал соответствующий закон.

Наложение запрета было связано с прошедшей по всей стране весной того же года многочисленных митингов. Протестующие требовали прекратить разработку месторождения Кызыл-Омпол в Иссык-Кульской области. Разработку осуществляла компания «ЮрАзия», вложившая в проект свыше 271 миллиона сомов.

Мнения представителей государственной власти уже тогда разделились. Чиновники весьма неоднозначно высказывались о необходимости возмещать инвестору убытки, если принять решение об отзывы лицензии. Кроме того, органы государственной власти к тому времени выдали еще 18 лицензий на геологоразведку и разработку месторождений урана. Из них 9 лицензий относилось к добыче уране, остальные предполагают его разработку как сопутствующего металла.

У «ЮрАзии» лицензию тогда все же не отозвали, а только приостановили. Кабмин ввел запрет на разведку и разработку урановых и ториевых месторождений. Исключением стали работы по рекультивации хвостохранилищ.

Exit mobile version