На портале госзакупок появился новый тендер от Министерства образования и науки. Ведомство ищет разработчика национальной общеобразовательной платформы «Электронная школа». Создавать её планируют на базе АИС «Умная школа». На эти цели Минобразования планирует потратить 8,9 млн. сомов. Сумма достаточно внушительная. И ведомство, видимо, предчувствуя критику граждан, в техническом задании подробно описало, зачем эта платформа нужна и какие выгоды получат родители школьников от цифровизации.
Что же написано в техзадании?
Однако после прочтения описания возможностей платформы вопросов появляется еще больше.
Министерство образования указывает, что ОП «Электронная школа» позволит получать образование тем детям, которые не могут сделать это в традиционном режиме. Что подразумевает под этой формулировкой ведомство не очень понятно. Возможно, имеются в виду граждане, которые имеют проблемы со здоровьем, исключающие посещение образовательного учреждения в очной форме. Если это предположение верно, то логичнее было бы указать, что воспользоваться дистанционной формой обучения смогут лица с ограниченными возможностями здоровья. И это весьма позитивное начинание, которое соответствует мировой практике.
Но не исключается возможность и того, что таким образом власти хотят решить вопрос переполненности школ. Если мы перейдем в другой раздел техзадания, то в спецификации возможностей платформы увидим пункт про «ведение интерактивных уроков по всему школьному курсу с 1 по 11 класс».
И это наводит на мысль о весьма элегантном и простом решении ведомством проблем с нехваткой педагогов и школ. Даже, если брать данные официальной статистики, то кыргызстанские школы нуждаются в 2000 учителей. Причем большая часть приходится на преподавателей базовых предметов: математики, русского языка, физики.
Вопрос со строительством новых школ и улучшении материально-технической базы уже существующих учебных заведений также завис в воздухе. Президент РК высказался однозначно против поборов в школах. Однако откуда брать деньги на образование также озвучено не было. Безусловно, Кыргызстан прорабатывает вопросы поддержки системы образования с другими странами в рамках межправительственных договоренностей. Но чаще всего это программы профессионального образования и к школьной системе они никакого отношения не имеют.
Контроль, единый доступ к образовательным материалам и электронный документооборот
Платформа должна будет обеспечить возможность родителям отслеживать посещаемость и успеваемость ребенка в режиме реального времени. Также на ней будут размещены все образовательные материалы, включая учебники, в электронном формате.
Управленческая деятельность и весь документооборот администрации школ перейдет в онлайн. Должно наладится и оперативное взаимодействие между органами образования и другими госструктурами.
Вместо заключения
Возможно, эти начинания и следовало бы считать позитивными. Только вот доступ к проводному интернету в Кыргызстане имеют менее 10% жителей страны. О том, что крупные регионы страны не охвачены кабельным интернетом говорят уже давно. И особых перспектив массово подключить население РК к оптико-волоконным сетям нет. С мобильным интернетом ситуация обстоит несколько лучше. Охват населения сетями 4G составляет от 70% до 90%, данные разнятся в зависимости от источника. Однако о качестве связи остается только догадываться, такой статистики ни один провайдер не приводит.