KG Analytics опубликовал отчет о проблемах школьного образования в Кыргызстане. Более того, аналитики фонда пришли к выводу о том, что низкое качество среднего образования тормозит развитие экономики страны.
Результаты международного исследования компетенций показали, что 60% взрослого населения РК обладают минимальной функциональной грамотностью. Это означает способность совершать простейшие математические действия, писать и читать. Ни о каком критическом восприятии прочитанного или сопоставлении с реальной жизнью речи уже не идёт.
То же исследование показало, что 98% взрослого населения страны обладает лишь базовыми навыками использования простейших технологических приложений. Например, интернет-браузером или почтой. И это в XXI веке.
Что не так со школьным образованием?
Но вернемся непосредственно к самому школьному образованию. Одной из ключевых проблем на протяжении многих лет остается кадровый вопрос. исследователи KG Analytics указывают на то, что лишь 40% от общего количества учителей – это квалифицированные кадры. Оставшиеся 60% не обладают необходимыми компетенциями для качественного обучения детей. И это при тотальном дефиците кадров. По стране вакантными остаются более 2 тысяч ставок. Не хватает преподавателей начальных классов, физики, математики, русского языка.
Основной костяк педагогического состава – это люди, которым далеко за 50, они составляют более 50% от общего числа учителей в стране. А вот педагогов до 30 лет в Кыргызстане всего 10%, да и те могут в любой момент уйти из системы образования.
Нежелание молодежи идти работать в школу связано со множеством фактором. Но все же главное – это низкий уровень оплаты труда. Средняя заработная плата учителя на 20% ниже среднего значения по стране.
Труд педагога не только обесценен, но и престиж профессии давно ушел в прошлое. В педагогические вузы поступают выпускники кыргызстанских школ с наиболее низкими показателями успеваемости. В Финляндии, например, отбор абитуриентов для поступления в педвуз проходит из 10% лучших выпускников школ.
Государство практически не оказывает никакой поддержки в повышении учителями своего профессионального уровня. Хотя раз в пять лет педагоги должны проходить курсы по повышению квалификации в объеме 72 часов. Из-за чрезмерной перегруженности школ учителя не могут пройти такие курсы даже раз в 10 лет.
На фоне острой нехватки педагогов школьная программа включает в себя 25 обязательных к изучению предметов. Хотя мировая практика показывает достаточность преподавания всего 15-17 основных дисциплин. Но знания по ним даются более глубокие, что позитивно сказывается на качестве знаний выпускников.
И это только то, что касается организационных моментов. Отдельной строкой стоит проблема острого недофинансирования системы образования. Не хватает школ, учебников, мебели, необходимого оборудования. Во многих школах нет даже доступа к питьевой воде, туалеты располагаются вне здания, классы полноценно не отапливаются.
Итог
Впечатление после прочтения отчета весьма удручающее. Ясно только одно, что без радикальной реформы школьного образования страна не сможет достичь сколь-нибудь значимых успехов в экономике и борьбе с бедностью. Никакая цифровизация и борьба с климатическими изменениями не будут эффективны, если основная масса населения даже не способна понять, что это такое и для чего это нужно.