Утром 3 ноября Садыр Жапаров вернулся из Глазго, где принял активное участие в работе климатического саммита. Президент КР в ходе рабочей поездки провел двусторонние встречи с лидерами 30 стран, главами международных финансовых организаций.
Выступая на саммите, Садыр Жапаров заявил, что страна намерена к 2050 году достичь углеродной нейтральности. Для этого в Кыргызстане поэтапно реализуется программа строительства малых и средних гидроэлектростанций. Планируется, что они полностью заменят угольные и мазутные ТЭЦ.
Президент КР отметил, что полученной энергии хватит для полного обеспечения нужд промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.
Развитие гидроэнергетики – это ведущее направление в программе страны по борьбе с климатическими изменениями. Только вот на реализацию неотложных мероприятий в среднесрочной перспективе необходимо 7 млрд. долларов США. Безусловно, таких ресурсов у страны нет.
Поэтому, если отбросить все красивые слова про заботу о природе, то цель визита Жапарова в Глазго становится более прагматичной. Президент искал инвесторов и пытался договорится о новых грантах международных фондов.
Насколько успешно прошли переговоры сказать пока сложно. Официальных заявлений о выделении Кыргызстану дополнительного финансирования пока не поступало.
Нужны ли новые ГЭС Кыргызстану?
Строительство новых ГЭС стране, безусловно, нужно. И дело здесь совсем не в заботе об экологии. Гидроэлектростанции также наносят вред окружающей природной среде, только связан он не с выбросами углекислого газа.
Даже если вспомнить историю строительства Токтогульской ГЭС, то для строительства водохранилища пришлось переселить 18 тысяч местных жителей. Под водой оказалось 25 сел, перезахоронили 10 тысяч останков усопших. Затопило аэропорт и кирпичный завод. А ведь это были плодородные земли и объекты инфраструктуры.
Затопление привычных мест обитания животных и птиц приводит к их миграции в другие области. Сокращается видовое разнообразие, страдает экосистема.
Еще одна проблема ГЭС – зависимость от уровня воды. В том же Токтогульском водохранилище объем воды составляет сейчас менее 12,0 миллиардов кубометров. И это при минимально необходимом объеме в 15,0 миллиардов кубометров. Есть большая вероятность, что весной в водохранилище останется порядка 6 миллиардов кубометров воды, что приведет к полной остановке ГЭС.
Но вариантов преодолеть энергетический кризис у страны не очень много. Существующие ТЭЦ находятся в плачевном состоянии, их оборудование устарело. Свои месторождения угля у Кыргызстана есть, но сырьё для ТЭЦ Бишкека в основном закупают в соседнем других странах. В этой связи, модернизировать ТЭЦ – мероприятие затратное. Найти спонсоров практически невозможно, так как развитие углеродной энергетики, мягко говоря, не в тренде.
В текущих экономических условиях строительство новых ГЭС является наиболее очевидной мерой по выходу из энергетического кризиса. Насколько она эффективна – это отдельный вопрос, но в противном случае ситуация в энергосфере станет только хуже.