В конце октября Садыр Жапаров в ходе пресс-конференции для представителей СМИ сделал заявление о национализации Кыргызстаном золотодобычи. Тогда же он пояснил, что это не означает запрет на работу частных компаний. Все лицензии, которые выданы ранее, действительны. Деятельность индивидуальных инвесторов остается законной.
Новое госпредприятие «Кыргызгеология» займется разведкой только тех месторождений, на которые ранее никто не получил лицензий на разработку. Профиль деятельности госкорпорации впечатляет: это разведка, добыча полезных ископаемых, картографические и геодезические работы, составление технической документации и ряд других направлений.
По словам Жапарова, в республиканский бюджет будет ежегодно поступать 4 миллиарда сомов в виде налоговых отчислений. В местные бюджеты планируется перечислять порядка 300 миллионов сомов. Эти деньги направят на развитие тех регионов, где и будет добываться золото.
Отдельно президент КР отметил, что планируется ввести новую законодательную норму. Всех недропользователей обяжут хранить деньги на рекультивацию месторождений на спецсчете, который необходимо открыть госбанке.
А все ли так радужно?
Садыр Жапаров, когда говорил о том, что золотодобыча – это выгодно для государства, не врал. Но все же немного слукавил. Как известно, дьявол кроется в деталях. О чем же умолчал президент КР?
Кыргызстан – страна небогатая, бюджетных денег с трудом хватает на обеспечение выполнения минимальных социальных гарантий. Про постоянное недофинансирование культуры, спорта, здравоохранения и образования мы тоже знаем. А недавно ведущие СМИ бурно обсуждали несколько крупных закупок военной техники. Да и энергетический кризис никто не отменял. Перечислять можно много и долго, но итог один – лишних денег у государства нет. Несмотря на все обещания Акылбека Жапарова увеличить доходы бюджета в два раза, пока это все остается словами.
Современная золотодобыча – это сложный, наукоемкий процесс и весьма затратный. Необходима закупка специальной техники, химических реагентов. Нужно построить комбинат и проложить всю сопутствующую инфраструктуру. Нельзя забывать и про экологическую сторону вопроса, чтобы не получилось, как с тем же Кумтором. А это не просто дорого, а очень дорого.
И Садыр Жапаров нашел выход, которым давно пользуются многие страны. В ситуации, когда страна имеет богатые недра, но не имеет ресурсов для её разработки, то приглашаются иностранные инвесторы. И сразу же все мы вспоминаем набившую оскомину канадскую компанию. Но, учитывая, как народ Кыргызстана критично относится к иностранным инвесторам в этот раз все сделано немного иначе.
Согласно Конституции КР, золото, как и все другие природные богатства, принадлежит Кыргызстану. Иными словами, все золото, которое добудет иностранная компания, будет переплавляться в слитки и передаваться правительству Кыргызстана. Ни один грамм драгметалла пределы страны не покинет.
То есть формально правительство – это собственник всего добытого золота, а инвестор всего лишь имеет определенную долю от продажи. И это схема, которую уже использует Кыргызстан.
Джеруй – пилотный проект по золотодобыче
Да, государство создало «Кыргызгеологию», но новые месторождения она пока не разрабатывает. Да и вряд ли будет. Скорее всего, её деятельность ограничится разведкой и выдачей лицензий.
А то, что реально будет происходить наглядно видно на новом месторождении «Джеруй». В марте текущего года состоялся торжественный запуск рудника, на котором присутствовал и сам Садыр Жапаров. В СМИ тогда лишь написали, что заниматься разработкой будет «Альянс Алтын», а 95% рабочих – это кыргызстанцы.
Если же немного углубиться, то «Альянс Алтын» входит в группу компаний «Русская платина». Последняя тесно связана с российским банком ВТБ, основным акционером которого выступает Российская Федерация.
Совокупный объем инвестиций России на реализацию проекта составил 700 миллионов долларов США, что составляет 30% годового бюджета Кыргызстана. Более того, ежегодно «Альянс Алтын» инвестирует 2 миллиона долларов США в фонд развития Таласской области. На эти деньги в регионе развивают социальную инфраструктуру (строят школы и больницы).
Только вот процент прибыли, который получит инвестор, не разглашается. Есть мнение, что он составляет 25,0-30,0% от стоимости добытого золота. Но на официальном уровне эту информацию не подтверждают.
Вот такая она «национализация по-кыргызстански».