Азиатский банк развития профинансирует проект строительства альтернативной трассы «Алматы — Иссык-Куль»

13 ноября представители кабинета министров КР по связям с общественностью проинформировала, что прошли переговоры с основным инвестором проекта по строительству новой автотрассы «Алматы — Иссык-Куль». В его роли согласился выступить Азиатский банк развития.

Новая дорога соединит Казахстан с популярным кыргызстанским туристическим маршрутом. По мнению экспертов, реализация инициативы позволит увеличить на 60% поток туристов из Казахстана.

Презентация проекта состоялась в ходе двусторонней встречи. Кыргызстан представлял зампредседателя кабмина Азиз Аалиева. Со стороны инвестора присутствовал Лао-Арайя Канопкан. Он занимает пост директора постоянного представительства АБР в КР.

Известно, что представитель банка выразил согласие содействовать в реализации проекта. Однако размер финансовой помощи и условия её предоставления пока неизвестны.

Основная проблема существующего маршрута – это его большая протяженность и низкое качество дорожного покрытия. Альтернативная трасса существенно сократит время в пути из Казахстана до Иссык-Куля. Предполагается, что путь из Алматы до Чолпон-Ата займет всего 2,5 часа. Сейчас же жители Казахстана тратят 8-10 часов, чтобы добраться до Иссык-Куль на автомобильном транспорте.

Прокладка альтернативной дороги позволит увеличить взаимную частоту визитов граждан Казахстана и Кыргызстана. Она является значимым инфраструктурным проектом, так как способствует экономическому росту региона. Она будет способствовать росту туристического потока и привлечению инвестиций.

Четвертый проект

Предлагаемый проект трассы является уже четвертым. Первоначально более короткий путь от Алматы до Чолпон-Аты планировали построить еще в 2004 году.  Профинансировать проект согласился тогда Европейский банк реконструкции и развития. Объем выделенных им средств составил 1 млн. долларов США. Однако какие-либо сдвиги в прокладке новой трассы так и не произошли.

Всю выделенную сумму израсходовали на предварительный макет технико-экономического обоснования. Чтобы подготовить финальную версию проекта необходимы были дополнительные финансовые ресурсы. Денег тогда не нашли, поэтому работу над проектом приостановили.

Вернулись к идее строительства короткого пути от Алматы до Иссык-Куля в 2006 году. Тогда Феликс Кулов, который занимал пост премьер-министра, предложил вариант протяженностью всего 117 км. Маршрут пролегал через Каскелен и Чырпыкты, его протяженность сокращалась в 4 раза.

Однако и этому проекту не суждено было реализоваться. Часть трассы располагалась в зоне вечной мерзлоты. А это, в первую очередь, связано с необходимостью применения специальных дорогостоящих технологий строительства. Во-вторых, нарушился бы экологический баланс территории.

Работы по проекту фактически даже не начинались. Предполагаемый подрядчик, в качестве которого привлекли «Еркiн ТрансСервис», сделал только облет местности.

Следующая попытка относится к 2007 году. Тогда уже рассматривали вариант «Алматы-Каскелен-Кемин-Чолпон-Ата». Но случился мировой экономический кризис и снова проект остановили.

Тема поднималась в 2015 году на встрече Темира Сариева с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым. Встреча прошла в Чолпон-Ате. Несмотря на достигнутую договоренность ускорить процесс строительства, дороги так до сих пор и нет.

Остается надеется, что очередной проект все же реализуют и граждане Кыргызстана и Казахстана получат современную качественную дорогу из Алматы до Чолпон-Аты.

Exit mobile version