Мы уже рассказывали о планах властей по строительству инновационного города Асман. Проект весьма амбициозные и очень дорогостоящий. Новость о создании Государственной дирекции вызвала тогда достаточный общественный резонанс. В большинстве своём комментарии были весьма саркастические.
Но, как говорят психологи, память общества составляет примерно три недели. То есть пообсуждали и забыли. Да и не похож был этот проект на что-то такое, что власти реально планируют реализовать.
Однако сам Садыр Жапаров опять затронул эту тему в интервью одному из ведущих новостных СМИ Кыргызстана.
Откуда деньги?
По словам президента КР, из государственного бюджета на строительство «города будущего» не будет выделяться совершенно никаких средств. Финансирование проекта целиком ляжет на плечи частных инвесторов.
Отказ государства от участия в проекте глава государства объяснил тем, что у государства на данным момент нет возможности финансировать такого рода инициативы. Однако, по словам Жапарова, если бы в казне были свободные средства, то государство получило бы прибыль в размере 20 млрд. долларов США.
Сейчас же доля государства составит 10% от планируемой чистой прибыли. Эти деньги власти страны заберут в виде квартир, которые передадут гражданам КР по ипотечным госпрограммам.
Президент особо отметил, что государство будет полностью контролировать строительство Асмана. Без внимания не останется ни план застройки, ни сам ход строительных работ. Аналогичная схема использовалась при строительстве Астаны.
Только вот на разработку генерального плана уйдет не менее 1-2 лет. За это время необходимо не только найти инвесторов, но и разъяснить населению плюсы этого проекта. Помимо экологичности, в городе планируется создать 200 тысяч рабочих мест. Для Кыргызстана это достаточно неплохой показатель.
Кто курирует проект?
А вот избранный гендиректор Государственной дирекции имеет весьма неоднозначную репутацию. Им стал бизнесмен Тимур Файзиев.
В мае 2021 года в отношении него были выдвинуты обвинения в коррупции при покупке земельных участков около Бишкека и фактах незаконной застройки. Тогда же он подался в бега. В отношении предпринимателя заочно избрали меру пресечения в виде заключения под стражу.
На какой стадии находится расследование сейчас – неизвестно. ГКНБ от комментариев воздерживается.