С 24 января сотрудники ГКНБ начнут масштабную проверку подлинности документов об образовании госслужащих. Ревизия продлится три месяца. Проверять будут абсолютно всех и на всех уровнях власти. Начиная от глав айыльных аймаков и заканчивая депутатами Жогорку Кенеша. Не обойдут вниманием и сотрудников судебных и надзорных органов.
Дело Нарматовой
Официальным поводом к такой масштабной акции стало громкое дело, связанное с поддельным дипломом о высшем образовании Орозайым Нарматовой. Вернее, по версии сотрудников ГКНБ, диплом Нарматовой является поддельным. Сама же девушка факт подделки документа отрицает. Уголовное дело в отношении депутата Жогорку Кенеша возбудили 14 января.
Напомним, что Орозайым Нарматова стала самым молодым депутатом в новом созыве ЖГ от фракции «Бутун Кыргызстан». Ей всего 27 лет. Девушка, однако, уже имеет весьма неоднозначный политический бэкграунд. Он сейчас явно играет против неё.
Нарматова длительное время проживала в Москве, где была активистом в общественном объединении «Жаштар коому». Только вот эта структура была создана при активном содействии молодёжного крыла партии «Единая Россиия».
Далее депутат успела побывать и сопредседателем политической партии «Мекенчил». На выборы 2021 года Нарматова пошла в составе партии «Бутун Кыргызстан». Более того, в её защиту выступают весьма статусные оппозиционные политики – Дастан Бекешев и Клара Сооронкулова.
Так что, судя по косвенным признакам, Нарматова оказалась втянута в какие-то политические интриги, где она стала просто удобной мишенью для ГКНБ.
Что дальше?
А дальше у ГКНБ практически развязаны руки. И появился очень мощный инструмент влияния на государственную кадровую политику, в том числе и на состав нового созыва Жогорку Кенеша.
Не секрет, что в 1990-2000-хх гг. практически каждый областной центр Кыргызстана стремился открыть какой-нибудь колледж или университет. Проблем получить соответствующую лицензию тогда не было, да и стоила она весьма недорого.
Только вот качество обучения в таких «образовательных» учреждениях, мягко говоря, хромало. Не хватало преподавателей, а многие студенты туда шли не за знаниями, а за заветной «корочкой». Вот и стали такие вузы штамповать дипломы и ковать «специалистов».
В ряде вузов была отлажена чуть ли не оптовая продажа дипломов о высшем образовании. И на этой волне большая часть современных бизнесменов, политиков и общественных деятелей попросту «купили» документы об образовании.
Поэтому критика населения относительно того, что многие госслужащие не могут грамотно выразить свою мысль ни устно, ни письменно, справедлива. Образовательный уровень многих современных политиков хромает именно из-за того, что фактически они не получили вообще никаких знаний.
Проблема поддельных документов у госслужащих действительно существует. Только вот решается она весьма избирательно, в поле зрения ГКНБ попадают только определенные лица. Так что остается большим вопросом, будет ли проверка ГКНБ носить объективный характер. Нам остается лишь дождаться её результатов и потом уже делать окончательные выводы.