25 января в этом году ознаменовалось не только традиционным празднованием Дня студентов, но и масштабными отключениями электроэнергии сразу в трёх странах. Без электричества остались жители Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана.
В Кыргызстане полноценная подача воды, света и отопления возобновилась лишь на следующий день – 26 января. Регулировочные работы ведутся до сих пор. Из-за повышения давления в трубах в центральной части Бишкека произошли небольшие прорывы в трубах. Это замедлило процесс подключения отопления жителям столицы.
Официальные комментарии представителей кабмина отличаются лаконичностью. По словам министра энергетики, таких внештатных ситуаций не было ни разу за все время работы объединенной энергосистемы Центральной Азии. Причины произошедшего сбоя установит межгосударственная комиссия.
Но вот мнения представителей энергетической отрасли такой политкорректностью не отличаются. И ожидаемо каждая сторона обвиняет в блэкауте другую.
Версии
Установленным фактом, с которым согласны все стороны является то, что автоматика сработала из-за того, что в сети образовался мощнейших дисбаланс. Произошел наброс мощности на транзит электроэнергии 500 кВ «Север — Восток — Юг Казахстана».
И так как физически авария произошла на территории Казахстана, то узбекистанские энергетики обвинили во всех казахстанских коллег. Якобы рост потребления произошел из-за масштабного майнинга криптовалют. Как бы намекая, что Казахстан «приютил» майнеров из Китая. Как мы знаем, там ввели полный запрет на эту деятельность.
Только вот майнинг увеличивает общее потребление электроэнергии, а не приводит к резким скачкам. Оборудование для майнинга работает в постоянном режиме и потребляет электроэнергию равномерно, без резких перепадов.
Поэтому более правдоподобной выглядит версия энергетиков Казахстана. Отключение произошло из-за несанкционированного отбора мощностей Кыргызстаном и Узбекистаном у Казахстана.
В Кыргызстане и Узбекистане произошло резкое увеличение спроса на электроэнергию. Возможной причиной называют понижение температуры воздуха, что привело к существенному росту использования электрических обогревателей. Электроэнергия для жителей этих стран стоит относительно недорого, поэтому она востребована у населения и предприятий для обогрева помещений.
В этой ситуации Узбекистан должен был задействовать собственные резервные мощности. А Кыргызстан ввиду отсутствия резерва должен был провести веерные отключения электроэнергии.
Вместо этого, обе страны начали без согласования с казахстанской стороной «решать» проблему нехватки электроэнергии несанкционированным отбором мощностей у Казахстана.
В итоге в сети образовался дисбаланс и сработала автоматика. Только и её алгоритмы были задействованы некорректно. Вместо того, чтобы ограничить аварию по масштабу, они сработали на полное отключение всей системы.
Инцидент выявил проблемные места объединенной энергосистемы Центральной Азии. И еще раз показал, насколько остро Кыргызстан нуждается в собственных генерирующих мощностях.