Администрация Баткенского района озвучила сумму ущерба, полученного в результате вооруженного конфликта 27 января текущего года. Его оценили в 3 миллиона сомов. Пострадали 10 домов, 2 автомобиля, хозяйственные постройки и сельскохозяйственные животные.
Многие жители приграничных сёл вернулись в свои дома. Но есть и те, кто до сих пор остаётся у родственников. В основном это женщины с детьми из сёл Кок-Таш и Таш-Тумшук.
Что дальше?
Баткенский район – территория сложная во многих отношениях. Помимо того, что проживающие здесь граждане находятся в постоянном напряжении из-за непредсказуемости действий таджикистанской стороны, более трети граждан района проживают за чертой бедности. Эти данные приводит Нацкомстат по итогам 2020 года.
Напомним, что прожиточный минимум в Кыргызстане составил 5153 сома. Что явно меньше той суммы, на которую реально можно прожить.
С учётом тяжелого положения жителей этих территорий, власти решили принять ряд льгот для жителей Баткенской области. Только благая инициатива обернулась недоумением со стороны местного населения.
В первую очередь отметим, что всего в области насчитывается 200 населенных пунктов. И только 62 из них получат меры поддержки. Более того, в этот список «счастливчиков» включены сёла, где давно уже никто не живёт. Там нет ни дорог, ни воды, вообще ничего.
По какому-то странному стечению обстоятельств в перечень населенных пунктов, которым положены меры господержки включили участок Дейноо села Кок-Таш. Из 70 человек проживающих там большую часть составляют этнические таджики. Но вот сёла Кулунду, Ак-Суу и город Исфана в список не попали.
Таким образом, воспользоваться льготами смогут лишь 128 874 человек, из которых пенсионеры составляют 13800 человек. Последним обещают поднять пенсию на 2000 сомов. Всем остальным – увеличить социальные выплаты и зарплаты. Хотя с заработной платой – вопрос неоднозначный, большинство граждан являются безработными.
Власти обещают снизить стоимость электроэнергии и предоставить льготные кредиты. Анонсировано, что они будут беспроцентными.
Как мы видим, меры поддержки вроде бы и есть. Только вот доступны они далеко не всем. Как говорил великий Дж. Оруэлл: «Все животные равны, но некоторые равнее других». А имел ввиду он совсем не животных.