В Китае прошла встреча Садыра Жапарова с Си Цзиньпином

Садыр Жапаров с 3 по 6 февраля посетил с рабочей поездкой Пекин. Наши СМИ обсудили, казалось бы, уже всё: и на чем глава государства полетел, и во что он был одет и другие не менее важные вещи. Только, как обычно, до сути большинство так и не дошли.

Визит Садыра Жапаров в Китай может иметь важные стратегические последствия для Кыргызстана. Ведь основной целью поездки стало обсуждение с Си Цзиньпином строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Реальные межгосударственные договоренности редко становятся достоянием широкой общественности, но есть косвенные признаки того, что проект будет реализован.

Обсуждать, когда начнется строительство и сколько это будет стоить – дело неблагодарное. Оно напоминает, скорее, гадание на кофейной гуще. Но вот о плюсах и минусах этого проекта рассказать стоит.

Риски для Кыргызстана

Они есть и их много. Только глупец будет утверждать, что железная дорога через Кыргызстан – это только бонусы для нашей страны.

Китайская дипломатия славится тем, что активно продавливается позиция, которая несёт максимальные выгоды Пекину. И это ни для кого не секрет.

Вогнать своего партнера в максимально возможные долги – это всегда то, к чему стремится Китай. Основной инструмент – завышение стоимости работ по проекту, соответственно, с привлечением к ним своих же специалистов.

Вспомним переговоры Китая с той же Малайзией. Только лишь жёсткая позиция премьер-министра Мохаммада Махатхира позволила снизить стоимость прокладки магистрали по территории Малайзии с 4 млн. долларов США до 2,1 млн. долларов США за один километр трассы.

Однако требование Пекина, чтобы эти деньги осваивали китайские же инженеры и рабочие осталось в силе. А если учесть то, что китайские компании, работающие зарубежом, не отличаются особой щепетильностью в соблюдении экологических норм, то ущерб природе гарантирован. Туда, куда ступила нога китайцев, чаще всего остается бесплодная пустыня.

Есть и еще одна интересная сторона вопроса – это обеспечение безопасности строящихся объектов. В тех случаях, если Китай посчитает, что какая-либо страна не в состоянии обеспечить правопорядок на своей территории, где он является инвестором, то он настаивает на вводе туда китайских ЧВК. С учетом последних событий в том же Казахстане, Китай может настоять и на вводе своих частных армий на территорию Кыргызстана. Мы не утверждаем, что так оно и будет, то вероятность такого развития событий присутствует.

Так что выход из логистического тупика, в котором сейчас находится Кыргызстан, может стоить для страны очень дорого. Остается надеется, что Садыру Жапарову удалось всё же договорится на приемлемых для Кыргызстана условиях, которые помогут стране выйти из кризиса.  

Exit mobile version