В Бишкеке 8 февраля состоялось выступление посла Исламской республики Иран Саида Харази. Официальным поводом для пресс-конференции стала 43-годовщина победы Исламской революции в Иране, а также 30-летие установления связей между странами.
Центральной темой выступления Харази стало предложение об усилении сотрудничества Ирана и Кыргызстана. Посол отметил, что правительство Ирана готово предоставить свои логистические возможности в части портовой инфраструктуры. При этом для КР со стороны Ирана предлагаются преференции для перевозки необходимых стране товаров.
Отметим, что ранее самому Ирану на модернизацию портовой инфраструктуры и нефтедобывающей отрасли Китай выделил внушительную сумму денег. Её сумма составила 400 млрд. долларов США. Кроме того, между Пекином и Тегераном подписан договор о долгосрочном сотрудничестве сроком на 20 лет.
Харази отметил, что весьма перспективным может стать сотрудничество Ирана и Кыргызстана в сельскохозяйственной отрасли. Уже сейчас имеются все условия для взаимовыгодного сотрудничества Бишкека и Тегерана. Иран имеет возможность покрыть потребности КР по многим направлениям, чем укрепит продовольственную безопасность страны.
Посол говорил и о развитии туристической отрасли обеих стран. Это направление сотрудничества также отмечено как перспективное.
Еще одним перспективным направлением двустороннего взаимодействия может стать энергетика. Речь идёт о развитии гидроэнергетики. У Ирана накопился богатый опыт строительства ГЭС, которым он готов поделится с КР.
Также Тегеран готов покрыть часть потребностей Кыргызстана в продукции нефтяной и нефтехимической отраслей.
Саид Харази выразил надежду, что положительную динамику взаимоотношениям двух стран придадут взаимные визиты на высшем уровне. Они пройдут в 2022 году.
Что стоит за предложениями Ирана?
В силу многочисленных санкций, которые наложены на Иран со стороны США и их союзников, Тегеран заинтересован в расширении партнерских отношений с третьими странами.
Безусловно, Иран получает сейчас мощную поддержку Китая по многим отраслям. Но зависеть от единственного крупного стратегического партнера – это весьма недальновидно.
К тому же Китай является крупнейшим кредитором Тегерана. Пекин известен весьма жёсткими условиями инвестирования своих ресурсов в другие страны. Чаще всего он делает это под залог месторождений полезных ископаемых. Так что потенциальный конфликт интересов двух стран вполне возможен, хотя предпосылок к нему пока нет.
Еще одной возможной причиной активизации Ирана в отношении КР аналитики называют поиск иранскими элитами новых безопасных стран для вывода своих активов. Нестабильная обстановка на Ближнем Востоке держит в определенном напряжении весь крупный бизнес региона.