На прошедшей 9 февраля пресс-конференции генеральный прокурор Курманкул Зулушев прокомментировал инициативу ГКНБ. Речь идёт о предложении госкомитета без решения судебного органа осуществлять слежку и прослушку граждан КР. Хотя, по сути, спецслужба просто хочет узаконить то, что она и так делает.
Зулушев высказал своё отрицательное отношение к подобным инициативам. Генпрокурор отметил, что права человека нарушать нельзя. И без соответствующей санкции суда недопустимо за кем-либо следить или прослушивать. Однако он оставил себе все же и лазейку, отметив, что не полностью ознакомился с предложением спецслужб.
Безусловно, такая позиция генпрокурора свидетельствует о его здравомыслии, что хорошо для населения КР. В то же время, она может стать серьезным камнем преткновения между двумя ведомствами.
Что не так с ГКНБ?
Подобное поведение ГКНБ появилось не на пустом месте и имеет вполне логичное объяснение. Спецслужбы почувствовали себя «над законом» со времен президентства Алмазбека Атамбаева. До этого момента деятельность ГКНБ все же хоть как-то велась в рамках закона.
При Атамбаеве ведомство возглавил его родственник – Абдиль Сегизбаев. При нём ГКНБ осуществил многомиллионные закупки спецтехники, которая позволяла осуществлять слежку за гражданами Кыргызстана.
Как известно, Атамбаев был одержим идеями того, что на всех оппонентов необходимо иметь компромат. И эту идею он активно претворял в жизнь. Атамбаев стал безусловным лидером среди глав КР по количеству сфабрикованных дел.
При нем же в ГКНБ проявилась отдельная прослойка так называемых «технарей», которые могли взломать любой компьютер или мобильный телефон. Они же стали устанавливать микрофоны и скрытые камеры в самых неожиданных местах.
Ни для кого уже не секрет, что у ГКНБ собирает компромат на всех, кто имеет хоть какую-то власть или влияние. И это не только политики или общественные деятели, но и журналисты, гражданские активисты.
Спецслужба превратилась в некое отдельное государство, на которое действие законов КР не распространяется. Сможет ли генпрокурор вернуть ГКНБ в правовое поле зависит, скорее всего, от того, есть ли у ГКНБ компромат на самого Зулушева. Не станет неожиданностью, если и на сотрудников Генеральной прокуратуры спецслужбы уже давно собрали большую папку компромата.