Институт русского языка им. А.С. Пушкина провел масштабное исследование по теме изучения русского языка на постсоветском пространстве.
Выводы совсем не радуют. За последние 30 лет число учащихся на русском языке в странах бывшего СССР сократилось практически в 2 раза. И связано это совсем не с отсутствием желания его учить. Причина еще более банальна: отсутствие в школах учителей-русистов и поддержки на государственном уровне.
Согласно проведенному исследованию, многие родители хотели бы отдать своих детей в школу с русским языком обучения. Но часто для этого просто нет возможности. Такие школы зачастую переполнены, за одной партой сидят больше двух человек.
Радует только то, что в последнее десятилетие наблюдается постепенный рост числа учащихся на русском языке. Чаще всего поддержку оказывают местные власти.
В Кыргызстане русский язык сохранил свои позиции
Если внимательно посмотреть представленную инфографику, то видно, что в КР русский язык потерял свои позиции меньше, чем в соседних странах.
Отчасти это связано с тем, что статус языка как «официального» закреплен в Конституции страны.
Школы с русским языком обучения переполнены, продолжает расти спрос на преподавателей и учебники. Коллеги из России активно поддерживают это желание, проводят мастер-классы и семинары.
Большое влияние на желание изучать русский язык оказывает тот факт, что многие кыргызстанцы уезжают на заработки в Россию. Наши сограждане, которые хорошо владеют русским языком, занимают более высокие ниши на рынке труда. А это позволяет зарабатывать в разы больше конкурентов из того же Узбекистана или Таджикистана.
Аналогичная ситуация складывается и с возможностью получать качественное высшее образование. Ежегодно РФ выделяет квоты на обучение в российских вузах для абитуриентов из стран постсоветского пространства.
Если же брать серьезную науку, то и здесь все публикации в основном создаются на одном из десяти ведущих международных языков, включая русский.
Все языки постсоветского пространства имеют большую культурную значимость, а также используются как средство бытового общения. Однако для «большой» науки они совершенно не подходят, так как в них просто нет нужных терминов. А попытки «изобрести» недостающие слова, как правило, ни к чему хорошему не приводят.