ТПП КР порадовала позитивными новостями. 12 апреля прошли переговоры представителя Торгово-промышленной палаты Романа Касымова с Мохаммадом Ходакарами. Последний занимает пост коммерческого директора иранского авиаперевозчика Varesh Airlines. Результаты встречи носят для КР позитивный характер.
Представитель авиакомпании согласился увеличить частоту рейсов по направлению Мешхед – Бишкек. Если ранее полеты по маршруту осуществлялись всего один раз в месяц, то сейчас они станут еженедельными. Это позволит усилить торговое сотрудничество между нашими странами.
Вторая позитивная новость заключается в снижении стоимости перевозок груза из Бишкека в Мешхед. Ранее стоимость перевозки 1 килограмма груза составляла 2 доллара США. Сейчас же согласованная стоимость составляет 1,3 доллара США.
Отметим, что Мешхед – это второй по численности город Ирана. Из Бишкека до него можно долететь за 1,5 часа.
Указанными преференциями смогут воспользоваться все члены ТПП Кыргызстана. Сейчас её членами являются более 1200 коммерческих структур и индивидуальных предпринимателей.
Партнерство усиливается
Усиление сотрудничества с Ираном – это весьма позитивный и дальновидный шаг со стороны властей КР.
Напомним, что в марте этого года в Ташкенте одобрили принятие Ирина в Шанхайскую организацию сотрудничества. Однако окончательное решение по вступлению Ирана в ШОС будет принято в Самарканде этой осенью. Там соберутся все главы стран-членов организации и рассмотрят утвержденный проект Меморандума.
Иран – это яркий пример страны, которая живет практически под непрекращающимися санкциями. С 2018 года страна находится фактически в экономической изоляции. Под прессинг Тегеран попал с подачи США. Американские власти не смогли даже найти правдоподобную причину введения санкций против этой страны. Но ввели. Всё в лучших «демократических» традициях.
В ноябре 2021 года Бишкек и Тегеран договорились о создании межведомственной группы, которая рассмотрит возможность выделения Кыргызстану земельного участка в портовом городе Бендер-Аббасе. Обустройством инфраструктуры скорее всего займется КР. Но пока каких-то конкретных решений по этому вопросу нет. И финансов, кстати, тоже.
Этот порт имеет важное значение для формирования транспортного коридора Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран. Потом товары можно перевозить в Китай и в страны Персидского залива. Соответственно, грузы в обратном направлении также можно будет беспрепятственно перевозить.
Критики этой инициативы указывали на присутствие в этой договоренности интересов Китая. И мы этого тоже не исключаем. Все-таки Кыргызстан экспортирует не так много товаров. Даже наиболее успешная легкопромышленная отрасль работает на привозном сырье. Но договоренность достигнута. А что из этого получится, покажет время.