Кабинет министров КР сделал заявление, имеющее весьма далеко идущие последствия. Речь идет о планах строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».
Более того, это не какие-то обещания с размытыми сроками реализации. Дата уже обозначена. Строительство начнется осенью текущего года.
О проекте уже говорят, как о «самом масштабном в истории страны». Безусловно, объем инвестиций никто не называет. Да это и понятно. По экспертным оценкам, для Кыргызстана объем финансирования составит от 2 до 4 млрд. долларов США. А протяженность дороги по территории нашей страны оценивается в 200 км.
Масштабный инфраструктурный проект продвигается китайской стороной в рамках стратегии «Один пояс – один путь». По имеющейся информации, строительство должно быть закончено около портов Италии. Это свяжет единой транспортной сетью страны Евразийского континента и Европы.
При чем здесь Китай?
Главным идейным вдохновителем проекта уже достаточно давно выступает Китай. Более того, он же готов финансировать строительство этого проекта. Безусловно, не на безвозмездной основе. Пекин готов выдавать кредиты странам Средней Азии на реализацию проекта.
Что достаточно интересно, условием Пекина для выдачи кредита является использование труда китайских же специалистов. Иными словами, власти Поднебесной не упускают своей выгоды ни в чем.
Учитывая уже имеющуюся закредитованность многих стран перед Китаем, реализация проекта выглядит весьма сомнительной. У Кыргызстана уже есть внушительный внешний долг, в том числе и перед Пекином. Увеличивать долговую нагрузку еще больше – шаг рискованный.
По сути, для Кыргызстана выгода от проекта минимальная, если даже предположить о ее наличии. Наша страна практически ничего не экспортирует. А вот Китай занимается обширными грузоперевозками.
Более того, возникает реальная угроза переброски китайских войск в страны региона «для защиты своих инвестиций». Ведь вопрос с вводом китайских ЧВК для охраны строительства дороги до сих пор завис в воздухе.
Строительство этой дороги также весьма неудобно США. Ведь этот проект усиливает Пекин, что не входит в интересы американской элиты.
Ведь не случайно на следующий день после заявления кабмина КР о своих планах по строительству магистрали, в инфополе заговорили о некой «Армии обороны Бадахшана». Все мы прекрасно пониманием, как именно появляются такие вот оппозиционные структуры с явным террористическим уклоном.