Ратифицированное под его давлением соглашение действует в стране по сей день.
В Кыргызстане обнаружился еще один нелицеприятный след, оставшийся от правления беглого президента страны Курманбека Бакиева – договоренность по строительство и присутствию в Кыргызстане биологических лабораторий второго и третьего класса, финансируемых США. И останься на посту он хотя бы еще на год, этой угрозы было бы не избежать.
2008 год
В 2008 году соглашение о создании биолабораторий было подписано. В 2009-ом ратифицировано парламентом. Спутал карты 2010 год – апрельская революция отодвинула этот вопрос. 8 декабря 2010 года экс-глава КР Роза Отунбаева подписала документы о создании такой лаборатории, но гражданское общество подняло протестную волну, проект вынуждено свернули. Об этом на круглом столе «Бишкекская инициатива по закрытию биолабораторий в странах ЕАЭС» (мероприятие организовано Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» и ОФ «Евразийское поколение») рассказали кыргызстанские эксперты – очевидцы тех событий.
2011 год
Как отметил экс-председатель БГК Марат Аманкулов, в 2011 году на рассмотрение Горкенеша был внесен вопрос о биолаборатории третьего уровня опасности. Тогда он также вызвал немалый общественный резонанс.
«Мы его очень внимательно изучали. Удивило то, что хотя он год, как был в разработке, не было никаких общественных обсуждений, государственной экологической экспертизы. Он просто шел на исполнение. Мы создали рабочую группу из числа депутатов БГК и вынесли его на обсуждение. Смутило и то, какое для строительства этого объекта было выбрано место – Ботанический сад. То есть, опасную биолабораторию планировали строить в санитарной охраняемой зоне русла реки Аламедин. К тому же, это селеопасное направление, территория тектонического разлома, роза ветров, которая ложится на восточную часть города плюс парковая зона, где по закону строительство невозможно. Поэтому, все службы тогда дали отрицательное заключение на возведение объекта. А также к нам поступило 4000 подписей бишкекчан с отрицательным решение относительного этого проекта, и он был отклонен», — напомнил Аманкулов.
Он подчеркнул, что, конечно, Кыргызстану нужна подобная лаборатория. Но не в том месте и не на тех условиях.
«Нас тогда пытались обвинить, что мы пошли на поводу общества, лишили страну инвестиций, а науку новых открытий. Вот только, если бы этот проект был реализован, то принес бы стране больше вреда, чем пользы. Дело в том, что, посмотрев подписанное соглашение между КР и Канадой в 2008 году, нас удивило несколько пунктов. Там было прописано: «Канадская сторона или любое не кыргызское лицо, включая не кыргызские компании, не несет никакой ответственности за какие-либо убытки или ущерб любого характера, причиненный на территории КР, включая: телесные повреждения, смерть людей, косвенный и прямой ущерб. В свою очередь, кыргызская сторона урегулирует любые претензии «третьих» сторон в связи с таким ущербом в судах КР. Кыргызская сторона не станет предъявлять иск против канадской стороны». То есть, мы на себя берем только все последствия», — подчеркнул Аманкулов.
Особым пунктом было прописано в соглашении с канадцами, что «работать в биолабораториях могут только канадские ученые и те, кто будут ими наняты». Наши же специалисты туда не допускались. Более того, все работники таких объектов имели дипстатус — они и их деятельность не попадала под нашу юрисдикцию. А все биоматериалы, ввозимые сюда, имели статус диппочты.
«Мы не могли их контролировать, пользоваться этими разработками. Они являлись собственностью канадской стороны. Также мы бы не имели никакого доступа, не говоря о каком-то контроле. Поэтому, когда говорят, что были бы инвестиции в нашу науку и нашу безопасность, то это весьма сомнительно», — подытожил Аманкулов.
Соглашение остается в силе
Важную деталь этого «канадского соглашения» уточнил исполнительный директор экологического фонда «Данко» Александр Садыков. Он пояснил, что в последнем листе было прописано то, что соглашение остается в силе, независимо от истечения срока действия прекращения этого соглашения, если не было согласования сторон.
«Получается, обязательства по нему продолжают применяться, если стороны не решили прекратить подобную договоренность. Скорее всего, в настоящее время правительство КР этот договор полностью не разорвало», — добавил он.
Начиная с 2000-х годов эти биолаборатории опоясывают всю территорию бывшего СССР. Они активно строятся на Украине, в Грузии, в Казахстане, Азербайджане, Молдове, Таджикистане, Узбекистане. Должны были быть и в КР, но мы этого не допустили этого. Но существующий действующий документ, подписанный тогда Курманбеком Бакиевым и, скорее всего, оплаченный ему же, может в любой момент сыграть против Кыргызстана.
Это показательно в свете тех экологических фактов, которые также в бакиевское время происходили на территории существовавшей в КР американской базы «Ганси». Как напомнил политолог Игорь Шестаков, экологи тогда заявляли, что после дислокации базы США в КР появилось такое странное явление, когда растения просто сгорали изнутри. В народе это списали на сброс топлива авиацией США, но в районах Казахстана, граничащих с нашим государством, тоже наблюдали подобное.
«Не исключено, что уже тогда там проходили различные манипуляции биологического характера», — считает Игорь Шестаков.
Понятно, что получая немалые откаты, Курманбек Бакиев тогда мало контролировал происходящие на базе процессы. Это касается и биолабораторий.