Массовый приезд россиян, или иначе говоря, явление “релокации”, стало привычной историей и открыло целые ниши и возможности для новых заработков кыргызстанцев. Вместе с тем, процессы миграции неоднородны, и стали по-настоящему массовыми после объявления частичной мобилизации в России. Об этом, и не только, телеграмм-каналу Салам Кыргызстан удалось поговорить с журналистом Марией Озмитель.
– В своем недавнем нашумевшем интервью для российский СМИ, Вы сказали “у нас в Кыргызстане теперь живут совершенно разные русские”, расскажите подробнее об этом.
– По-моему, это совершенно очевидно. Релоканты в своем большинстве выбрали Кыргызстан не потому, что очень любят нашу республику. Подобных единицы. В основном выбор пал из-за доступности билетов, русскоязычной среды и изначально низких по сравнению с российскими цен на жилье. Сейчас последний пункт отпал. Общая масса релокантов — люди с совершенно другой ментальностью, которые еще вчера о Кыргызстане не знали толком ничего, кроме того, что мы республика сменяющих друг друга цветных революций. Все это, конечно же, отражает и поведение прибывших россиян. Многие чувствуют себя некомфортно, молодежь, а это в основном молодые люди, ведут себя боязливо и осторожно. При этом они ведь отличаются и сами между собой. Если первые приехавшие группы были в основном из IT-сферы, которые прибыли в Кыргызстан из-за введенных против России санкций и невозможности продолжать свою деятельность в России, то второй поток — те, кто бежит от мобилизации.
Есть и те, кто ведет себя подчеркнуто вызывающе и разнуздано, что еще раз говорит о разности менталитетов и непониманию своего положения. Особенно с учетом провоцируемых антироссийских настроений в кыргызстанском обществе.
Ну и, пожалуй, главное отличие от приезжих и славян-кыргызстанцев — наши граждане менее политизированы, тогда как релоканты охотно вступают в медийные антироссийские обсуждения и, по сути, становятся инструментами антироссийской медийно кампанией, успешно реализуемой в Кыргызстане прозападными СМИ.
– В социальных сетях между тем появляется все большее число сообщений о некорректном поведении и неприятных отзывах россиян, выбравших Бишкек в качестве релокации. Почему так происходит на Ваш взгляд?
– Это нормально. Люди привыкли к определенному уровню жизни, тем более, что к нам едут в основном жители крупных российских городов. А несмотря на все наши восторженные, влюбленные отзывы о нашей республике, о наших городах, за 31 год независимости мы, вернее, власти, которые мы выбираем, так и не смогли наладить качественную городскую инфраструктуру, хаотичные застройки благодаря влиятельному строительному лобби и продажности и импотенции властей превратило некогда цветущий город с чистым горным воздухом в банальный полис с круглогодично смердящей на всю территорию мусорной свалкой.
При этом я не очень понимаю мнение некоторых кыргызстанцев, «запрещающих» приезжим возмущаться или выражать свое какое-то недовольство. «Мы вас приняли, вы должны сидеть и помалкивать, да вы наших мигрантов обижали, вот теперь терпите». Ребят, это глупость несусветная. И с таким подходом мы точно ничего хорошего не добьемся. Вся эта ситуация рано или поздно закончится, а осадочек, как говорится, останется. Тем более, что приезжие россияне, по сути, инвестируют в нашу экономику колоссальные деньги. Рынок недвижимости тому подтверждение.
Другой вопрос, что нам сейчас нужно думать о негативных последствиях приезда такого количества безработных граждан, а среди них и уроженцы Кыргызстана с российским гражданством. Да, они вернулись домой, к своим родным, но также, как и многие другие россияне, остались без работы. Все это уже в самом скором времени может привести к очень неприятным последствиям в виде социального взрыва и роста криминогенной ситуации.
– Недавно Вы участвовали в презентации международного проекта Евразийская культурная интеграция МОСТ под началом известного писателя Захара Прилепина, представляя нашу страну, расскажите об этом подробнее.
– Слишком громким будет заявление, что я представляла Кыргызстан. Нашу республику на таких мероприятиях должны представлять талантливые литераторы, коим я не являюсь. Я же принимала участие как гость, наблюдатель. Но это был очень важный и полезный опыт общения с политиками, видными общественными деятелями, поэтами и писателями из самых разных субъектов РФ. Что касается отношения к Кыргызстану — оно разное, и зависит от степени «знакомства» с нашей республикой, нашим народом. Это в советские годы все в Союзе знали, какие проживают народы, были знакомы с культурой, именно культурный «обмен» был заложен в политику союзного единства. Сейчас эти связи оборваны, их нужно выстраивать и наращивать заново. Кто-то из участников проекта и хорошо знаком с Кыргызстаном, и бывал у нас, кто-то не имел никакого представления о нашей республике. И это, скорее, наше упущение — мы должны больше говорить, показывать, рассказывать положительных моментов о Кыргызстане на международном уровне на самых разных площадках. Но главное, что есть интерес знакомиться с нами, есть доброжелательность и понимание, что только тесное взаимодействие, гуманитарная, экономическая интеграция, сотрудничество в формате обеспечения евразийской безопасности укрепит регион и каждое евразийское государство в отдельности. Кстати, буквально недавно я приняла участие в Евразийском медиафоруме МОСТ, который прошел в конце сентября в Москве. Выступала модератором круглого стола «Журналистика на просторах Евразии: значение и потенциал русского языка». И на этой площадке усилилось понимание, как сильно мы — евразийские журналисты, деятели культуры, искусства нуждаемся в активном, постоянном диалоге. Именно это понимание легло в основу предложенного мною проекта «Евразийский медиахаб». На этом же мероприятии разработаны такие проекты, как «Евразийское литературное агентство» и другие не менее интересные инициативы.
– И последний вопрос. Вы известны также в качестве активиста градозащитного движения в республике. Расскажите о последних тревожных случаях/фактах ненадлежащего отношения к объектам культурно-исторического наследия.
– Ну опять же, меня с большой натяжкой можно назвать большим активистом градозащитного движения. Я просто выполняю свою работу, как журналист, высказываю свою позицию, как гражданин — обращая внимания на грубейшие нарушения, на несостоятельность столичных властей — не только нынешней, но и предыдущих.
Но, знаете, это не столько вина именно столичных властей, сколько показатель отсутствия государственников во власти. Быть политиком и государственником — совершенно не одно и то же. Но только государственник ставит интересы народа — а это и сохранение культурно-исторического наследия, создание благоприятной, комфортной, безопасной среды для жизни граждан на первое место.
Для примера — посмотрите, что происходит с первой типографией, которую силами одного из «народных избранников» вывели из списка наследия, посмотрите, что происходит с Музеем Панфиловской дивизии, что на улице Московской. Уже на протяжении многих лет он доживает до своей очевидной участи — быть уничтоженным. Просто, видимо, еще не придумали, как его вывести из-под охранного статуса. Можно было бы перечислять еще долго, но «долго» не получится. Повторюсь, многие памятники архитектуры, истории, культуры просто уничтожены.
Источник телеграмм-канал https://t.me/made_in_kg