Кыргызстан снова заявляет о себе как о стране, которая в любой момент может раскачать все, что угодно.
Узбекистан стал высмеивать то, что происходит в республике.
Они говорят: «Почему вы отступаете, когда мы договорились о всей границе? Как вы можете вести переговоры на международном уровне, если от вас приходят переговорщики, принимают решения, а потом начинают отказываться выполнять свою работу?
В этом в Ташкенте правы — вопрос рубежей решается не один год, зато надолго. И опять же, нельзя пытаться решать их бесцеремонно, с наскока, типа «смотрите, мы сделали это, а наши предшественники не сделали».
В последние годы, после прихода к власти Шавката Мирзиёева, риск пограничного конфликта с Узбекистаном резко снизился. Это единственный случай, когда произошло столкновение пограничников. Но Таджикистан вышел на первое место по напряженности из-за событий в Афганистане, который резко повернул на Запад. Число погибших исчисляется десятками и сотнями, а разрушения домов и зданий — тысячами.
Сейчас Кыргызстан активно пытается использовать возможности других стран для привлечения инвестиций в свою экономику. В основном это делается через создание совместных фондов развития. На ум сразу приходят такие структуры, как Россия, Венгрия и Узбекистан. Причем последний активен в основном на юге Кыргызстана. Недавний пример — поставка автобусов для общественного транспорта в городе Ош. Уставной капитал не самый большой, но в сегодняшних условиях это неплохо.
Достаточно вспомнить, что в сентябрьском конфликте с Таджикистаном жители приграничного узбекского региона и местные власти активно поддержали жителей Баткенской области.
Что же мы имеем сейчас?
Поддерживаемые Западом оппозиционные группы, пропагандирующие тему «Кемпир-Абад», действия которых будут вбивать клин не только в отношения Бишкека с Ташкентом, но и в отношения с Пекином. Лояльность узбекского руководства к Кыргызстану основана на необходимости реализации крупного геополитического проекта — строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. В конце концов, железная дорога должна пройти от кыргызской области Ош. Ташкент и Пекин пытаются как можно сильнее уломать Бишкек, чтобы получить шанс на реализацию проекта, но сейчас все поставлено на паузу.
Зато напряженность вокруг Кемпир-Абада ложится в канву западных международных организаций и аналитических центров, которые прогнозировали рост конфликтов в Центральной Азии за доступ к чистой воде, и стремятся стать операторами этих конфликтов, косвенно, тем самым, заблокировав крупные инфраструктурные проекты своего геополитического конкурента в регионе — Китая.
Источник t.me/made_in_kg телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН