Нерешенные пограничные вопросы в Центральной Азии не позволяют ключевым национальным и региональным игрокам работать и получать доход. Быстрых решений пограничных проблем не существует. Слишком много противоречий. Что делать, если вам нужно зарабатывать деньги сейчас, но проблемы, препятствующие транзиту, не могут быть решены в течение десятилетий?
Отвечает Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-немецкого университета.
Положительной тенденцией в развитии регионального торгово-транзитного потенциала стран Центральной Азии является то, что утверждение проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан находится на завершающей стадии. Этот проект оказался очень полезным для Кыргызстана, одной из самых проблемных стран-участниц.
С его реализацией Бишкек будет получать не только доходы от перевозок, но и возможность создания рабочих мест и сопутствующего улучшения инфраструктуры. Более того, если Бишкек будет работать хорошо, он сможет открыть свой собственный «Хоргос». Это было бы очень выгодно.
Вопрос с границами немного другой. Они станут серьезным препятствием на следующем этапе укрепления региональной торговли. Но это скорее будущие риски. Очевидно, что в идеале было бы лучше решить их сейчас, чтобы не усугублять проблему в будущем.
Однако я предлагаю быть реалистами и разделить глобальный вызов на фазы. Сегодняшний этап — это начало строительства железной дороги и согласование бюджета, технико-экономического обоснования и работ. Процесс строительства никогда не бывает быстрым, а мир быстро меняется, поэтому нелегко предусмотреть все риски и опередить события.
Источник https://t.me/logistan Телеграмм-канал LogiStan