Последние 30 лет происходит деградация советского наследия в энерго-сфере. Водно-энергетический комплекс Центральной Азии из потенциально прибыльной отрасли стал зоной риска для социально-экономической стабильности региона. К такому выводу пришли эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР). По их мнению, ослабление сотрудничества в водно-энергетическом комплексе Центральной Азии в 2000-х годах совпало с периодом быстрого увеличения нагрузки на энергетический сектор. Высокий износ инфраструктуры приводит к потерям электроэнергии и дефициту водных ресурсов. Отсутствие согласованности в использовании водных ресурсов ведет как к серьезным наводнениям, так, и наоборот, — к летней засухе и нехватке электроэнергии.
Международные структуры, такие как ПРООН и Всемирная продовольственная программа пестрят прогнозами о том, что количество конфликтов в регионе из-за текущих проблем, к 2030 году вырастет в разы.
В этой ситуации особое значение имеют две страны — Кыргызстан и Таджикистан. Они стоят у истоков трансграничных рек, которые еще в 1992 году на саммите президентов стран Средней Азии были признаны «даром Всевышнего», мол, поэтому должны поступать лежащим ниже по течению странам бесплатно. Так вот, с одной стороны — эти две республики полностью обеспечены питьевой и поливной водой полностью. Но при этом, они используют свой водный потенциал не более чем на 10-15 процентов. Это же касается и гидроэнергетики.
Разрешить ситуацию с выгодой для себя пытается Ташкент. В столице Узбекистана еще с советских времен находится Центральный диспетчерский пункт энергетикой региона, там же и находится весь архив проектов СССР по энергетике. В Ташкенте отдают себе отчет, что необходимо предпринимать серьезные шаги, чтобы гарантировать себе поступления воды в будущем, — чтобы кормить растущее население и наращивать экспорт с/х продукции. Поэтому РУз активно внедряется в гидроэнергетику Кыргызстана. Похоже, что это все идет в едином комплексе с открытием совместного Кыргызско-Узбекского фонда развития с уставным фондом в $50 миллионов, решением вопроса государственных границ (Кемпир-Абадское водохранилище) и ставке на участии в геополитическом проекте — строительстве железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
Узбекская сторона проявила желание участвовать в строительстве Камбаратинской ГЭС-1, самого затратной с точки зрения финансов и времени проекта. Бюджет ГЭС-1 оценивается в $ 1,7-2 миллиарда. Сроки строительства составляют от восьми до десяти лет. Сдача в эксплуатацию первого гидроагрегата ГЭС планируется через четыре года при наличии постоянного финансирования. Сюда прибавим еще пять-шесть лет на наполнение плотины. То есть, РУз начинает играть “вдолгую”, не боясь вкладываться в проект, который по идее даст первую энергию лишь через 14-16 лет. Здесь имеется еще один ключевой момент — наверняка Ташкент будет добиваться права на регулирование стоков воды из главной на сегодня ГЭС Кыргызстана — Токтогульской в силу вышеуказанных причин. Таким образом, Узбекистан зафиксирует свое приоритетное право на Нарын-Сырдарьинскую воду перед Казахстаном. Что в будущем может стать основой для появления определенных проблем между Ташкентом и Астаной.
Одновременно с этим, Запад не остается в стороне. На днях в Бишкеке французская компания EDF — крупнейший оператор атомных и гидроэлектростанций Франции заинтересовалась строительством Камбаратинской ГЭС-1. Не исключено, что французы будут также лоббировать доступ к кыргызским месторождениям урана для своих европейских энергообъектов.
ps: Россия в свою очередь предлагает свой «асимметричный» вариант. В Сочи на форуме «Атомэкспо» представители Кыргызстана и России вчера подписали техническое задание на предварительное обоснование проекта строительства атомной электростанции малой мощности в КР.
Источник: https://t.me/diplomatia/5885 Телеграмм-канал Дипломатия