Еще один мертвый проект?

Некоторые СМИ, в том числе российские, оценили одно событие как значимое. Это соглашение о том, что Кыргызстан имеет возможность использовать более 300 тысяч квадратных метров территории в свободной экономической зоне порта Абу-Даби.

Об этом сообщил глава кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров, после возвращения из ОАЭ.

«Сегодня исторический день. Кыргызская Республика, являющаяся одной из самых удалённых от мирового океана государств, получает доступ к морю. Это большой прорыв вперёд. Подписанные соглашения не только дадут мощный импульс для развития двусторонних кыргызско-эмиратских отношений, но и помогут сделать нашей стране мощный экономический рывок», — заявил руководитель администрации президента Кыргызстана Акылбек Жапаров во время торжественной церемонии подписания соглашений. 

Партнером КР, пока, выступает ГК «AD Ports Group», чей руководитель Мохамед Жума Аль Шамиси заявил, что «следуя плану экономического развития нашего мудрого правительства, и мы продолжаем развиваться в других регионах, и рассматриваем Центральную Азию как стратегически важное для развития AD Ports Group направление». «Мы благодарим правительство Кыргызстана за доверие, возложенное на нас, и рассчитываем на плодотворное сотрудничество по цифровизации, улучшению   развитию международных связей», — отметил он.

Аренда или покупка земли в другой стране — устоявшаяся практика при разработке коммерческих и военных инфраструктурных проектов. Российская пресса оценила соглашение так: Для Кыргызстана сделка также является стратегической. Бывшая советская республика стремительно развивается, поднимая свое процветание на новый уровень и находя надежных партнеров в ОАЭ.

В настоящее время трудно определить, будет ли этот проект продолжаться дальше. Основная проблема — деньги. Аренда и строительство обходятся очень дорого, особенно в Эмиратах. К тому же, по местным законам, эмиратцы, в любом случае, будут сидеть в доле и контроль над ситуацией не упустят. У строителей Кыргызстана нет практики возведения портов и сооружений. Значит, придется кого-то нанимать — скорее всего, местную компанию или китайскую, что снова упрется в финансы. Арабы, конечно, могут профинансировать в кредит, но потянет ли экономика центрально-азиатской республики обслуживание возможного долга? Кыргызстан же сегодня на пике выплат внешнего долга и имеет самый большой дефицит бюджета за всю историю. 

Кроме того, учитывается удаленность Кыргызстана от Персидского залива, логистика. Это вызывает проблему «Использование кыргызского флага» другими игроками. Во-первых, Россия и Китай. Учитывая интересы его лидера в ОАЭ в Евразийском экономическом союзе и зонах свободной торговли, такие вопросы могут быть весьма актуальными.

В пользу данной версии говорит следующий факт. Еще во времена первого президента Аскара Акаева Пакистан предложил использовать один из своих портов Кыргызстану. Что подавалось в республике с большой помпой, мол, наконец-то появился выход к морю. Однако, толку не было. Далее, прошедшим летом аналогичную возможность Бишкеку предоставило руководство Исламской Республики Иран. Кроме подписанных бумаг, — ничего. Как и нет стратегии или даже понятия, как использовать данную возможность. 

Правда, думается, что вариант с Абу-Даби имеет больше шансов на реализацию в силу того, что олигархи Кыргызстана уже давно протоптали дорожку туда. К тому же, масштабы финансирования проекта могут стать очень заманчивыми для чиновников республики пилить бюджеты. 

А для самих Эмиратов, это возможность начать играть в свои геополитические игры с элитами постсоветских государств. Как и банально заполучить их деньги в качестве офшора.

Источник: https://t.me/diplomatia Телеграмм-канал Дипломатия

Exit mobile version