А точнее – против интересов страны.
Сначала немного цифр. В 2022 году общая сумма налогов (включая отчисления в Соцфонд) от финансовых учреждений составила порядка 10 млрд. сомов. Вкусная цифра, не правда ли? Особенно, учитывая перманентные мировые и внутриреспубликанские штормы, плюс дефицит бюджета Кыргызстана.
Знаете, как уменьшить эту цифру в 2,5-3 раза и снизить налоговые отчисления до 3-4 млрд. сомов? И бонусом – взлет курса до 95-100 сомов за доллар? А Нацбанк знает гениальный рецепт, а самое интересное – имеет явную местечковую причину для такого шага, прямо скажем, весьма попахивающим созданием удобной площадки для коррупционных схем. Итак, давайте разберемся.
Как мы все знаем, для этого в нашей стране нужно сделать всего одну вещь – протащить нужный закон/ документ/ постановление, связанный с надзором/ контролем (нужное подчеркнуть), а дальше проверять/ налагать штрафы/ приостанавливать лицензии/ и прочее (нужное подчеркнуть).
Либо…под ковром всегда уже готово прекрасное поле для взяток/ коррупции в разнообразнейших формах.
Все бы хорошо, когда адекватен закон и действительно бережет интересы государства. Но не в этом случае. В этом случае – это практически экономическая диверсия, задушить яйценосную курицу тогда, когда в стране и так более-менее развитых и стабильных секторов – пальцев одной руки много для подсчета.
Тогда, когда в мировая геополитика сложила такой уникальный узор, когда маленькой стране-игроку нужно моментально сориентироваться и использовать ситуацию в своих интересах, вынести для себя максимальную пользу, ведь этот уникальный период очевидно, что закончится так же быстро, как и начался.
Если возникла возможность заработать на посредничестве – нужно заработать, дать рынку то, что нужно, закрыть бреши своими услугами/ товаром. Это очень четко понимает каждый бизнес в нашей республике, давно привыкший моментально адаптироваться, выживать и зарабатывать не только для себя, но и в казну. Бизнес и простые люди кормят государство.
Однако это таинство быстрой прозорливости и адаптации как-то минует институт регуляторов. В задачи любых регуляторов в том числе априори входит так же быстро сориентироваться, понять и увидеть, где есть польза для страны и содействовать адекватными шагами успеху бизнесов. Страну можно и нужно обогащать законно, просто исходя из формулы «успешный бизнес – успешное государство», потому, как и налоги, и рабочие места, и снижение социального напряжения, и много всего еще.
Но НБКР не стал изобретать велосипед и пошел тем же путем — в конце февраля решил «поставить шлагбаум на бостеринском пляже, въезд 100 сом с легковушки, с джипов 500». А именно, видимо, увидев выросшие прибыли финсектора в прошлом году, по-кыргызски, по-коралбастыкски, решил поднять тему правил работы обменных бюро (обменок) и банковских учреждений. На сайте Нацбанка от 27.02.2023 размещена информация о проекте, суть которого напрямую ведет к последствиям в первом абзаце статьи.
Маленькое лирическое отступление: просто прочтите название документа: «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты НБКР по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА).
Прочли? Все понятно сразу с первого раза? Написано так, как будто кошка поиграла с нитками и вот нате – разбирайтесь, а мы тут пока в мутной воде свои дела сделаем. Так и регуляторы наши работают, максимально усложнить, удлинить, неясно, мутно, с разночтениями и кучей вариантов трактовок, а между ними «100 сомов с джипа».
Вот несколько бриллиантовых идей из проекта.
Например, «обменные бюро, осуществляющие операции с коммерческими банками, обязаны вести журнал в электронном виде с соблюдением требований системы информационной безопасности, обеспечивая сохранность информации, а также проводить регулярное резервное копирование журнала». Хранить информацию, указанную в данном подпункте, следует не менее пяти лет (!).
Тут так и хочется спросить: «За чей счет банкет?», то есть тех.оснащение, дополнительные компьютерные мощности, покупка систем безопасности, серверы для пятилетних бэкапов и куча прочего, это крышесносные вливания но ровном месте, это резкое увеличение расходов, уменьшение прибыли – и как следствие – либо бизнес становится не интересен, либо уход в черный рынок.
Вот другой бриллиант: обменки вправе покупать наличную иностранную валюту в банке в пределах суммы оборотных средств. С обязательным документальным оформлением купли-продажи валюты. На основании договора, заключенного в письменной форме, с обязательным указанием номера, даты выдачи лицензии и суммы оборотных средств.
При установлении же деловых отношений и проведении операций с обменными бюро — банки обязаны соблюдать требования по надлежащей проверке клиентов уже обменок (такую цепочку без пол-литра сложно сочинить, если честно). Так как это соответствует законодательству в противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. Тогда зачем все эти финразведки и другие спецслужбы? Или банки теперь их филиалы?
А также, банкам до проведения с обменными бюро операций по покупке-продаже иностранной валюты на сумму более одного миллиона сомов (в сомовом эквиваленте) необходимо получить заверенную копию чека с ККМ обменки и журнала регистрации операций за соответствующий день для подтверждения обменным бюро суммы оборотных средств и источника происхождения денежных средств. При этом не допускается проведение банками обменных операций (сделок) по купле-продаже (обмену) иностранной валюты на сумму, превышающую оборотные средства обменного бюро, как в виде разовой сделки, так и путем дробления (а значит хотите работать с серьезными суммами – повышайте уставной капитал).
В противном случае, банку необходимо до проведения сделки получить у обменного бюро соответствующие документы, подтверждающие источники происхождения дополнительных оборотных средств…
Тут заложено не поле, а космодром Байконур для волокиты и коррупции.
Что имеем в итоге?
Большая часть отечественных банков оказывается в затруднительном состоянии и резко затормозится их деятельность. Это приведет к резкому уменьшению доходов коммерческих структур.
Обвал налоговых поступлений с 10 млрд до 3-4 млрд сомов. Кстати, сейчас самый большой дефицит бюджета в истории Кыргызстана – 35 миллиардов сомов. Каждый сом в казне на счету, ведь Кыргызстан на пике выплат внешнего долга, так что отличный подарок Президенту, который пытается выровнять экономику!
Кроме того, в такой маленькой стране, где, по сути, нет собственного промышленного производства, роль банков и обменок в экономике очень важна. Соответственно, удар по ним рикошетом попадет по всей экономике в целом. Тогда можно не мечтать про обещанные 2-3 процента роста экономики в ближайшие два года. Этими данными так любит козырять действующий кабмин страны. Эти же цифры нерадивые и недальновидные чиновники подсовывают и главе государства Садыру Жапарову.
Обменки уйдут на «черный рынок» практически полностью, что создаст излишний ажиотаж и спрос на валюту.
Курс обрушится до 95-100 сомов за доллар и более. Далее дело пойдет по нисходящей – уменьшение поступлений налогов в целом в казну государства, недофинансирование силовиков, врачей, педагогов и т.п.
Данные действия главного регулятора также отрицательно скажутся на выполнении его же требований по увеличению уставного капитала отечественных банков, до минимального уровня в один миллиард сомов. Данное требование НБКР уже озвучено.
Начнется напряженный момент для самого же Нацбанка КР и его золото-валютных резервов (кстати, если они еще не растрачены полностью неграмотными интервенциями). Полетят головы и щепки, но уже будет поздно махать шашкой, и курица уже задушена, яйца съедены, геополитический расклад изменился, кругом волки и недовольный народ.
Пока Президент и правительство страны ищут как могут пути выхода из дефицита, бизнес старается работать и зарабатывать (и надо сказать, с этого профит имеют все), НБКР ведет себя как враг государства, рубя экономический сук.
Очевидно, чиновники НБКР готовы взять ответственность не только перед главой страны, но и каждым гражданином, потому что коснется всех такой обвал.
PS.: Для размышления.
В чьих интересах действует Нацбанк? Сегодня значительную часть банковского сектора Кыргызстана занимают иностранные банки. И они, в отличие от кыргызских, могут вывести из страны все свои капиталы за считанные секунды.
Кроме того, все эти требования НБКР играют иностранным банкам на руку, потому как отечественные их могут не потянуть. И тогда экспансия иностранцев лишь усилиться. В итоге, всей этой важной сферой будут заправлять из-за границы и мы попадем в полную зависимость других стран, как с газом. Тогда можно уже и не мечтать о суверенном пути развития страны. Как и хоронить возможности, открывшиеся сегодня для банковской сферы Кыргызстана. Ведь в главном регуляторе страны его чиновники рискуют все зарегулировать напрочь.
PPS.: Эти и другие последствия уже понимают «полевики», ежедневно работающие в реальном мире в реальных бизнес-процессах, кого «кабинетные инициативы теоретиков» Нацбанка КР касаются напрямую: «Союз банков Кыргызстана», «Ассоциация обменных бюро «Альянс». Прилагаем их официальные обращения к Нацбанку.