Ситуация в Кыргызстане, ближайшем союзнике России после распада Советского Союза, не внушает оптимизма. Приток инвестиций и товаров из России, культурные и гуманитарные обмены между двумя странами, сотрудничество в военной сфере резко возросли, но это не помешало местным элитам проводить политику дистанцирования от своих союзников по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
«Последние годы наблюдаются целенаправленное и систематичное нормативное и административное ограничение сфер функционирования русского языка, сокращение государственного финансирования русскоязычного образования в Кыргызстане», — фиксируется в недавней публикации «Российского совета по международным делам», посвященной анализу отношений политической элиты Кыргызстана к русскому языку.
Вернемся в 2018 г. Министерство образования и науки Кыргызской Республики сократило изучение русского языка в предметном стандарте «Русский язык» до минимума (два часа в неделю в девятых классах и один час в неделю в десятых и одиннадцатых классах русскоязычных школ; один час в неделю в девятых классах и два часа в неделю в десятых и одиннадцатых классах кыргызскоязычных школ).
Кроме того, в этом году Парламент Кыргызстана принял Конституционный закон «О государственном языке Кыргызской Республики» (вступила в силу 17 июля), который, по мнению экспертов, вводит дискриминационные положения, ограничивающие «права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Кыргызской Республики, в том числе право на свободный труд и право на образование», а также «права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Кыргызской Республики, в том числе право на свободный труд и право на образование». труд и образование». Это объясняется тем, что в нем содержатся нормы, ограничивающие «права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Кыргызской Республики, например, право на свободный труд, право на образование», поскольку содержат «нормы, ограничивающие права граждан ввиду незнания государственного языка, которые не дают возможность работать ни в государственных органах и органах местного самоуправления, ни в другой частной организации».
В частности, учителя и врачи, являющиеся государственными служащими, обязаны владеть государственным языком. Как справедливо заметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, это «не вполне демократично».
Русский язык остается официальным языком Кыргызстана, и его статус закреплен в Конституции. Однако существуют проблемы дискриминации:
«Несмотря на ссылки в Конституции и Законе на то, что употребление официального языка осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики, никаких норм, определяющих требования к владению официальным языком (выделение уровней владения), в отличие от требований к владению государственным языком, современное законодательство КР не устанавливает. Отсутствие нормативного, институционального и финансового обеспечения функционирования русского языка является формой его дискриминации, которую в науке называют косвенной или структурной».
Исследователи отмечают, что на бытовом уровне проблем с общением на русском или кыргызском языках не возникает. Однако на уровне элиты русский язык «задвигается».
Источник: https://t.me/diplomatia Телеграмм-канал Дипломатия