На днях вышла публикация в американском издании «The Diplomat» под названием: «Долги Китаю влияют на внутреннюю политику стран Центральной Азии: Кыргызстан является ярким примером».
С точки зрения данного издания, Китай на протяжении трех десятилетий реализует стратегию расширения своего геополитического влияния в Центральной Азии. Не только за счет инвестиций и субсидий. Китай также использует «долговую ловушку» в качестве уловки для оказания политического влияния. В долгосрочной перспективе дешевые кредиты и займы китайского правительства приводят к потере стратегических государственных активов в независимых странах, что в дальнейшем негативно сказывается на внутриполитической жизни. Авторы публикации утверждают, что национализация (на примере Кумтора) и “кустуризация”, которые активно проводятся в период правления Садыра Жапарова, напрямую связаны с долговыми обязательствами перед Китаем.
Наконец, издание доходит до того, что связывает масштабные инфраструктурные проекты по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан с высоким уровнем коррупции среди кыргызских чиновников и традиционным коварством китайской элиты.
Но давайте без эмоций и навязанной извне синофобии. Только факты, в сравнении с нашими соседями.
Если говорить о структуре внешнего долга, то задолженность Кыргызстана перед Экспортно-импортным банком Китая составляет 1,78 млрд. долларов при бюджете в 6,4 млрд. долл.
Внешний долг по отношению к бюджету, по странам:
🔸 Кыргызстан: $4.5/$6.4 = 70%
🔸 Таджикистан: $3.2/$3.5 = 91.4%
🔸 Узбекистан: $28.3/$22 = 128%
🔸 Казахстан: $161.4/$47.25 = 342%
Для полного погашения внешнего долга Казахстану необходимо три условных годовых бюджета. Кыргызстан же может погасить свой долг перед Китаем за один год.
Расходы на обслуживание долга составляют 8% от общих бюджетных расходов Кыргызстана. В соответствии с международной практикой, на обслуживание государственного долга Кыргызстан обычно тратит не более 15% бюджетных расходов. Таким образом, в настоящее время обслуживание долга в Кыргызстане не является проблемой, а уровень его погашения относительно невысок.
Ожидается, что пик погашения внешнего долга Китая придется на 2025-2027 годы. При сохранении политической стабильности Кыргызстан может легко выбраться из «долговой ловушки». Риски здесь гораздо ниже, чем выгоды от реализации инфраструктурных проектов.
Если кому и стоит беспокоиться, так это Казахстану. Казахстан остается крупнейшим заемщиком Китая, а его внешняя политика в последнее время все больше расходится с интересами Пекина в регионе.
Источник: https://t.me/made_in_kg Телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН