Фонд «Маариф» является зарубежным проводником идей правительства Турции. Он работает в основном с молодежью, из которой отбирает наиболее способных кандидатов. Затем они продвигаются на все уровни местного управления.
Студенты, обучающиеся в учебных заведениях фонда, видят в Эрдогане халифа, земного представителя пророка Мухаммеда, лидера и защитника мусульман всего мира. Фонд планирует открыть центры во всех тюркских странах Центральной Азии.
Посол Кыргызстана в Анкаре Руслан Казакбаев недавно заявил, что надеется открыть сеть филиалов фонда, что может свидетельствовать о том, что дипломат был завербован или обучен центром и проник в местные органы власти.
Маариф — не первый и не последний распространитель идей за рубежом для турецкого правительства. С начала 1990-х годов Турция целенаправленно внедряется в новые страны СНГ. В странах Центральной Азии открыты сотни турецких школ, гимназий, университетов и других учебных заведений. Большинство из них связано с “движением Гюлена”, которое в настоящее время враждует с турецким правительством. Тем не менее, они заложили основу репутации турецких учебных заведений. Гюленовцы представляли картину тюркского братства и просвещенного ислама в противовес центральноазиатским режимам, которые были бедны, коррумпированы и делали упор на секуляризацию. Из-за явно подрывного и реакционного характера деятельности гюленовцев их школы в Туркменистане и Узбекистане были закрыты, но они продолжили свою деятельность в Кыргызстане и Казахстане. В 2000-х годах к ним стали присоединяться организации, лояльные семье Эрдогана, такие как нынешний «Маариф».
Сегодня Турция является наиболее успешным проводником «мягкой силы» в регионе.
В то же время Китаю удалось создать «университеты Конфуция» в большинстве крупных городов региона — от Душанбе до Актюбинска. Однако в культурном отношении Китай чужд региону, и изоляционистские методы ведения бизнеса, обычно применяемые китайскими компаниями, вызывают недовольство местного населения. Кроме того, правительства стран региона опасаются своих могущественных соседей, превосходящих их как по численности населения, так и по объему экономического производства, поэтому Китай не слишком популярен, несмотря на значительные инвестиции в «мягкую силу».
США и Великобритания находятся в более выгодном положении. В Казахстане существует сеть школ и университетов, находящихся под британским влиянием, наиболее известным из которых является Nazarbayev University. По линии Агентства США по международному развитию (USAID) и других американских программ тысячи людей в Центральной Азии ежегодно проходят стажировки и различные виды обучения. Наибольшего успеха эти так называемые «соросята» достигли в Казахстане и Кыргызстане. В то время как политика Казахстана явно смещена в сторону Запада, правительство Кыргызстана придерживается официальной политики нейтралитета.
А что же Россия? В Центральной Азии действуют десятки филиалов российских вузов, продолжают строиться школы. Идеологическая нагрузка в них весьма условна. Основная стратегия, — обучение студентов из регионов в самой России. Однако и в России они не получают никакой особой идеологической нагрузки. В итоге получаем, что «мягкая сила» России в регионе слаба. При этом, возможности огромные. Русский язык до сих пор является лингва-франка в регионе, а для большей части городского населения он остается основным повседневным языком. Русские школы престижны, а сохраняющееся присутствие русской диаспора выступает дополнительным проводником влияния. Нынешние политические проблемы, — следствие многолетнего пускания работы с регионом на самотёк. Сейчас, когда российское правительство вновь занимается вопросами образования в Центральной Азии, первоочередной задачей является подготовка компетентных людей, которые, помимо профессиональных навыков, смогут создать хороший имидж России как цивилизованной державы и стратегического партнера. Это вполне осуществимо.
Источник: https://t.me/diplomatia Телеграмм-канал Дипломатия и https://t.me/turk_gambit_ca Телеграмм-канал Турецкий Гамбит