Напомним, что несколько лет назад, когда А. Жапаров был назначен главой кабинета министров, он пообещал увеличить доходную часть бюджета до 500 млрд. сомов. На достижение этой цели он попросил два-три года. Это подчеркнул и глава государства Садыр Жапаров, сказав, что его однофамилец единственный кандидат, кто осмелился взять такой груз. Поэтому мы дадим ему возможность проявить себя.
Однако в настоящее время Кыргызстан имеет самый большой дефицит бюджета. Стране нужны средства, а время Акылбека Усенбековича уходит. Но он не хочет покидать свой пост. Он скопировал закон из Казахстана и переписал его для Кыргызстана. Это был закон о сверхдоходах.
Но если в Казахстане этот закон касается сверхприбылей от добычи полезных ископаемых и недр, принадлежащих народу, то в Кыргызстане его предлагается применить к банковскому сектору нашей республики. Только в соседних странах добычей полезных ископаемых и углеводородов занимается большое количество иностранцев. В Кыргызстане же подавляющее большинство банков имеют национальный капитал. Таким образом, в Казахстане иностранцы, эксплуатирующие невозобновляемые подземные ресурсы, должны платить налоги. И наши соседи сделали все по-умному — у них налог на сверхдоходы сделан скользящим, по прогрессивной шкале. В итоге — даже в подобных условиях ставка налога на сверхприбыль в РК оказывается в 3-5 раз ниже, чем предлагаемая нашим премьером для банков КР. Зато А.Жапаров хочет гнобить своих же соотечественников, ведь, мол, пацан сказал – пацан сделал. А что он пустит целую отрасль под откос – мыслей об этом нет! Главное, день простоять и ночь продержаться. После нас хоть потоп!
Последнюю фразу приписывают фаворитке короля Франции. Маркизе Де Помпадур наплевать на людей, лишь бы блистать при дворе в новых шелках и платьях. Зато последствия ее выкрутасов расхлебывал глава Франции, который буквально боролся за будущее своей страны, но все равно оставил ее своего преемнику на грани банкротства… И деяния этой дамочки стали одним из искр, которые вскоре приведут ее королевство к переворотам, свержению монархии и установлению республики.
Вернемся к сегодняшним реалиям. Сегодня внимание членов кабинета министров Кыргызстана приковано исключительно к банковскому сектору. Мол, на фоне происходящего на Украине, во имя своего обещания увеличить доходы государственной казны, я буду обезжиривать именно вас. А то, что банки вытягивали ситуацию с наличкой в 2020 году, когда все сидели по домам из-за карантина, уже сегодня можно забыть! Как и то, что человек, вроде бы неглупый — само имя Акылбек чего стоит, нарушает основы экономики и поступается принципами Конституции страны. А Основной закон должен быть превыше всего! Но сейчас страдает в первую очередь ее статья 17 «Кыргызская Республика создает условия для развития различных форм экономической деятельности и защищает интересы национальной экономики».

Давайте посмотрим правде в глаза. Наши банки занимают уникальное положение в сложившейся мировой ситуации, и, как грамотные и умные корпорации, они воспользовались ситуацией, чтобы получить прибыль и при этом заплатить огромные налоги в казну. Однако это не оправдывает нарушения отечественного налогового законодательства, основанного на принципе справедливости! Статья 10 Налогового кодекса Кыргызской Республики четко определяет, что налогообложение в КР является всеобщим. Наш премьер-министр нарушил этот закон, который даже не является самым последним законом нашей страны, введя дополнительный налог только на сверхприбыль банковского сектора. В то же время в России, где количество санкций достигло апогея, он не намерен переступать законы своей страны, и то, что неравномерно отразится на разных секторах экономики, нарушит те же принципы справедливости.
А вот в статье 9 Закона КР «О конкуренции» вообще сказано яснее ясного, что «…Государственным органам и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и/или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты и/или действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции и/или ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и/или физических лиц».
К тому же, разнобой у наших ветвей власти продолжается. А. Жапаров запамятовал или наплевал на следующий момент — требование Национального банка КР к коммерческим финансовым учреждениям об увеличении их уставного капитала до 800 миллионов сомов в следующем году и одного миллиарда — уже к 2026 году. И получаемая сегодня прибыль отечественными банками, в своем большинстве, уйдет как раз на эти цели.
Это связано с тем, что до 2022 года наши банкиры получали лишь мизерную прибыль, а владельцы практически всех банков страны были готовы к продаже. Сегодня половина (!) банков готова к продаже. Внешний контроль над жизненно важными отраслями экономики страны — это еще и угроза национальной безопасности. В противном случае государственным органам придется столкнуться с разгневанными вкладчиками банков.
Потому, не зря нас пугает Запад санкциями. Ведь на проблемах России сегодня не одни банки имеют свой кусок хлеба с маслом. Сегодня лишь считанные отрасли не имеют свой гешефт с торговли и поставок в Россию своих товаров или услуг. По сути, они тоже могут говорить о сверхприбылях, если сравнивать с предыдущими годами их деятельности. Но их наш премьер не трогает, потому как сразу появляются митинги около Дома правительства. Зато банкиры не хайпуют на публике, у них специфика работы и менталитет, которые не любят шума. Но это не значит, что с ними можно делать что угодно.
За необычайно высокой доходностью кыргызских коммерческих финансовых институтов стоит их честный и законопослушный бизнес. И вот теперь «серые» счета с искаженными данными о расходах могут появиться вновь. Кыргызстан приближается к краю опасности. Для того чтобы средний работник получал «белую» зарплату в 1000 сомов, работодатель должен доплатить государству 447,56 сома (44,75%) в Социальный фонд выплаты и подоходный налог. При этом руководители кабинета министров игнорируют или отказываются рассматривать возможность введения скользящей шкалы доходов, градацию доходв и т.д.
Во всем мире существует практика, когда перед принятием инвестиционных решений изучается состояние банковского сектора страны. Банковский сектор в плохом состоянии? Значит, в этой стране делать нечего! Это вкратце, чтобы не утомлять читателя долгим и нудным перебором цифр.
Кроме того, мировая экономика непостоянна. Под луной нет постоянства, и все может измениться в любой момент. Например, завтра может бурно развиваться другой сектор экономики. А что будет, если этот сектор обвинят в сверхприбылях и задушат налогами?
Сегодня в Центральной Азии много кто пытается примазаться к памяти такого исторического персонажа, как Чингисхан. Его свод законов – Яса, является уникальным сборником актов. Сам же Великий Потрясатель Вселенной в памяти покоренных им народов остался не только как кровожадный, но и в чем-то — справедливым. Он не раз говорил своим соплеменникам — Нельзя забирать у покоренных народов всё, что у них есть. Если они умрут сегодня, тогда мы — умрем завтра! Потому, как и нам нечего уже будет есть… Поэтому, в его самой большой сухопутной империи в истории человечества были единые налоги — десятина шла хану и еще десятина — в казну каганата. Данную ставку платили все — и монголы, и их данники. Больше сборщики не имели права брать, иначе рисковали сами быть наказанными. И единые правила торговли действовали по всей его империи, и купцы различных стран были в безопасности.
Оставляя лирику, в заключение хотелось бы поставить вопрос. Где здесь логика? Где запрет нарушать конституцию своей страны, попирая справедливость? Особенно это касается исполнительной власти.
Источник: https://t.me/made_in_kg Телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН