Вопросы логистики и новых транспортных путей из или через Центральную Азию становятся все чаще в повестку дня на фоне на санкционного и контрсанкционного противостояния в регионе.
На вопросы редакции согласился ответить Григорий Михайлов (Г.М.), главный редактор проекта «Logistan», эксперт по Центральной Азии.
— Инициатива с развитием проекта Южного транспортного коридора из Китая в обход Казахстана, каковы ее перспективы? Сможет ли новый маршрут восполнить, заменить традиционный путь через Казахстан?
Г.М.: Проект интересный, его можно реализовать, но для этого потребуется много труда и немало средств. Если делать работу поступательно, привлекать специалистов и не спешить — можно добиться неплохого результата. Среди проблем, — политические риски, а также слабая инфраструктура (на Каспийском море дефицит контейнерных терминалов).
— Какие интересы в развитии данного маршрута у России, Узбекистана, Туркменистана? Каковы выгоды для Кыргызстана?
Г.М.: Страны получают дополнительный маршрут для грузоперевозок, стимул для развития получает портовая инфраструктура на Каспии (давно пора), снижается зависимость от Казахстана.
— Транскаспийский маршрут, является ли он реальным конкурентом для проекта «Южного транспортного коридора»?
Г.М.: Нет, это разные проекты, имеющие разные цели. Сравнение некорректно.
— Может ли Кыргызстан преодолеть препятствия, создаваемые казахстанской стороной? Возможна ли, например, логистика сельхозпродукции Кыргызстана в сибирские регионы России через территорию Китая? Либо иные варианты.
Г.М.: Путь в обход можно проложить и через Персидский Залив, но это будет невыгодно и долго. Если серьезно — отсутствие согласия Казахстана на транзит кыргызских товаров через свою территорию ощутимо затруднит их доставку в Сибирь и на Дальний Восток.
Как и говорил ранее, Казахстану и Кыргызстану необходимо найти общий язык и решить спорные вопросы. Необходимо проявить мудрость, пойти на взаимные уступки и достичь компромиссного решения по наиболее спорным вопросам, включая распределение воды. При этом важно задавить внутренних популистов, стабильно недовольных любыми уступками. Взаимовыгодное долговременное решение поможет хотя бы отчасти снизить ущерб от засухи и гарантировать мир в регионе.