Визит президента и его супруги в страну восходящего солнца вызвал большой интерес.
Редакция Телеграмм-канала САЛАМ КЫРГЫЗСТАН поговорила с доцентом кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета, автора тг-канала “Политика в Большой Индо-Пасифике” Андреем Козинцем.
Учитывая весьма представительный состав делегации, в которую входят президент и первая леди Кыргызстана, а также ряд министров, визит Садыра Жапарова не закончится без подписания соглашения (хотя бы на уровне меморандумов) о развитии старых и создании новых форм сотрудничества между Бишкеком и Токио.
Как отметил эксперт, у Японии есть своя стратегия «дипломатии Шелкового пути» в Центральной Азии. Впервые эта стратегия была озвучена в 1997 году тогдашним премьер-министром Рютаро Хасимото. Японская стратегия в Центральной Азии имеет трехуровневую структуру: политический диалог, экономическое сотрудничество и сотрудничество в области ядерного нераспространения и поддержания мира. Многосторонний формат «Центральная Азия + Япония» был запущен в 2004 году. В следующем году он будет отмечать свое 20-летие, и от него ожидаются важные заявления.
Пожалуй, наиболее активно важность Центральной Азии подчеркивал Синдзо Абэ. В свою бытность премьер-министром Японии он рассматривал Центральную Азию как часть «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Он по сей день является единственным японским лидером, который в рамках турне посетил все центральноазиатские страны (его историческое турне состоялось в 2015-м).
Интерес Японии к Центральной Азии, безусловно, обусловлен конкуренцией с Китаем, однако в Токио признают, что конкурировать с Пекином на равных невозможно. Свою роль играют и географические факторы (Япония не соседствует с центральноазиатскими государствами), и то, что у Японии нет финансовых ресурсов, чтобы на равных инвестировать в экономику центральноазиатского региона.
Как сказал эксперт, именно поэтому Япония старается делать упор не на количество проектов или объем инвестиций, а на их качество, например, подчеркивая конкурентные преимущества в таких областях, как «зеленые» технологии и здравоохранение. Инициативы в виде грантовой поддержки включают проекты в сфере образования (например, ремонт школьных зданий и программы переподготовки кадров в странах региона).
Токио пытается найти свой «ключ» к каждой стране региона. С этой целью японская сторона пытается заинтересовать туркменские текстильные компании «умными фабриками» с высокотехнологичным оборудованием и системами управления качеством. Компании из страны восходящего солнца проявляют интерес к перспективным гидроэнергетическим проектам в Киргизии.
Источник: https://t.me/made_in_kg Телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН