Оригинал статьи был первоначально опубликован в книге «Антология педагогической мысли Киргизской ССР (1988)».
Киргизский советский народный поэт и выдающийся просветитель. Тоголок Молдо (псевдоним; настоящее имя Байымбет Абдырахманов) родился в местности Куртка на Тянь-Шане (ныне Ак-Талинский район Нарынской области Киргизской ССР), в многодетной семье бедняка. Рано лишился отца. Учился в сельской мусульманской школе, куда был отдан дедом. После смерти деда вынужден был батрачить у баев, чтобы помочь матери прокормить младших детей. Не получив систематического образования, он продолжал учиться самостоятельно, читал книги на татарском и казахском языках. За свою внешность и умение читать и писать Байымбет получил прозвище Тоголок Молдо (дословно: Круглолицый учитель). Под этим именем он и стал известен. Вскоре он начинает писать стихи, кошоки, поэмы, исполняет отрывки из эпоса «Манас».
Акын неоднократно подвергался преследованиям со стороны баев и манапов; местные правители пытались использовать талант акына в корыстных целях. Однако он не только отказался пойти к ним в услужение, но и смело высмеивал их в своих острых сатирических песнях.
Тоголок Молдо вошел в историю Киргизии не только как один из классиков киргизской поэзии, родоначальник литературы для детей, создатель басенного жанра в родной литературе, собиратель и популяризатор устного народного творчества, но и как выдающийся педагог-просветитель. В своих педагогических трактатах «Телибай-Тентек», «Джанбакты», «Кемчонтай» он выступил против служителей мусульманской религии, смело утверждая, что в формировании личности человека решающую роль играет среда, окружающая действительность, воспитание. Акын едко высмеивал представителей господствующих классов и не случайно выбрал героями своих поэм сыновей богачей, совершенно не приспособленных к жизни, к труду.
В воспитании детей Тоголок Молдо отводил большую роль школе. Однако он считал, что старая школа и ее учителя не справлялись с теми задачами, которые народ возлагал на них. Он критиковал учителей старой школы за то, что они, с одной стороны, соблюдали шариат и считали себя священными людьми, а с другой — жестоко относились к детям, применяя палочную дисциплину, требовали от детей подарков за обучение.
Победу Великой Октябрьской социалистической революции Тоголок Молдо встретил с радостью. Во многих произведениях, написанных после революции («Наставление», «Вперед!», «Куда девались» и др.), он призывал молодежь учиться, говорил о задачах новой школы. В 1925 г. в своем знаменитом «Наставлении» поэт писал:
Когда учиться ты пойдешь,
Поймешь, где истина, где ложь.
Кедей, я сказал вам все,
Учись и властвуй, молодежь!
Источник: https://t.me/SovietCentralAsia Телеграмм-канал Soviet Orient