В Кыргызской Республике насчитывается около 20 000 НКО. Министерство юстиции не знает, сколько и какие из них занимаются политической деятельностью.
Это связано с тем, что закон не требует, чтобы НКО включали информацию о своей деятельности в свои реестры. Они также не обязаны предоставлять информацию об источниках финансирования. Поэтому никто, кроме получателей грантов, не знает, кто получает иностранное финансирование.
Более того, Министерству юстиции физически невозможно тщательно проверить документы всех 20 000 НКО, работающих в стране. Иными словами, иностранные консультанты, хлынувшие в советские страны после распада СССР, сделали все возможное, чтобы открыть дорогу своим агентам.
Парадоксально, но государство всегда пыталось контролировать предпринимателей и следить за каждым их шагом. Однако организации, которые в любой момент могут спровоцировать «цветную революцию», до сих пор не взяты под контроль.
В последнее время кыргызские власти всерьез задумались над этим. На рассмотрение парламента был направлен проект закона об НКО, не предписывающий ничего особенного. Только лишь обязывающий отчитываться о деньгах: от кого получены и куда потрачены.
Что же после этого началось!
По словам президента Садыра Жапарова, которые он сказал в интервью агентству «Кабар», на него давят более 30 стран.
«Я не выдержал и в нескольких странах спросил, есть ли у них НПО и НКО. Они сказали, что у них тысячи НПО, которые работают давно. Я спросил, берете ли вы отчеты, откуда им поступают деньги, сколько ушло на зарплаты, в Соцфонд. Они сказали, что отчеты получают. Тогда почему мы не можем получать такие отчеты? Или мы для вас люди второго сорта? Когда я это спрашиваю, они становятся глухонемыми», — сказал он этому поводу Жапаров.
По сути, он говорит, что НКО, постоянно призывающие к прозрачности государство, сами должны быть прозрачными. И выглядит это вполне логично: хочешь честности, будь честным сам.
Между тем, хорошо известно, кто именно скрывает свои финансовые дела от государственного контроля. Это как раз-таки те, кто работает под крышей главных мировых грантодателей — различных американских и европейских фондов по продвижению и поддержке демократии во всем мире типа Фонда Сороса, который сменил название на CAPS Unlock, а также организаций, прямо или косвенно работающих под эгидой госдеповской USAID.
Так что же это за прозрачность, которая так пугает доморощенных носителей демократии, работающих под присмотром заокеанских кураторов?
Согласно предлагаемым в Кыргызстане нормам, НКО, занимающиеся такими вопросами, как повседневная критика действующей власти, постоянное упоминание о том, что в стране всё пропало и нет никакой надежды на свободу гомосексуализма и законность однополых браков, должны извещать соответствующие органы, получают ли они финансирование из других государств. Ведь это означает, что, по сути, они выполняют функции агентов этих государств. Иными словами, народ должен знать, какую музыку хотят заказать у него в стране те, кто присылает деньги. А то ведь она всякая бывает.
Стоит отметить, что в самих США, которые так любят ставить нам в пример работники НКО, закон, заставляющий иностранные НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов, действует аж с 1938 года. Там представитель подобной организации перед публичным выступлением обязан объявить, что он является иностранным агентом и действует на основании лицензии номер такой-то, выданной тогда-то.
Так почему же забугорные НКО, действующие в Кыргызстане, не должны поступать так же?
Источник: https://t.me/nur_kz_7 Телеграмм-канал Сегодня.KZ