Если рассматривать с точки зрения настроений части элиты, – то это реальность. И эта реальность же привела к грубейшим нарушениям прав человека в отношении наших граждан и, в связи с этим, к частичной потере субъектности (а равно, и суверенитета) нашей страной.
Речь идет о похищении гражданина Кыргызстана Орхана Инанды. Турция также сыграла определенную негативную роль в эскалации напряженности в пограничном конфликте с Таджикистаном. Иран, например, мог бы поддержать Таджикистан из-за языкового и этнического родства, но занял нейтральную позицию.
Если говорить об объективной реальности, основанной в основном на экономических показателях, то Турция не имеет реального влияния в регионе. Напротив, Турция рассматривает свое влияние в Центральной Азии только как инструмент защиты собственной экономики за счет своих партнеров.
Вот некоторые цифры и факты:
В КР работают 300 компаний с турецким капиталом (к примеру, с российским капиталом, — более 1 тысячи), а объем прямых инвестиций в 2023 году составил примерно 45 млн долларов (снижение на 86% по сравнению с 2022 году).
В 2021 году Турция попыталась реанимировать Организацию тюркских государств (ОТГ), упростив таможенные процедуры для взаимной торговли. Однако этой организации вряд ли удастся составить конкуренцию ЕАЭС, с учетом углубленной интеграции и унификации законодательства ее членов.
Турция пытается вклиниться в транспортно-логистические маршруты, уже проходящие или планируемые реализовываться через Кыргызстан, чтобы впоследствии взять их под контроль. Однако у Анкары нет средств на финансирование масштабных проектов за пределами Турции.
Источник: https://t.me/made_in_kg Телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН