За все года независимости Кыргызстана ни одна законодательная инициатива не вызывала такого сильного внутреннего и внешнего противодействия, как попытки кыргызского государства регулировать политическую деятельность неправительственных организаций, финансируемых Западом.
Эти попытки начались в 2013 году во время президентства Алмазбека Атамбаева. Однако каждый раз законопроект об «иностранных агентах» оказывался похороненным в парламенте.
Поправки в закон «О некоммерческих организациях» и поправки в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, находящиеся на рассмотрении, также встретили беспрецедентное сопротивление. Государственный аппарат Кыргызстана подвержен внутреннему и внешнему давлению.
Внутри страны сами НКО и основные СМИ (большая часть медиарынка Кыргызстана давно контролируется западными спонсорами) пытаются заблокировать принятие закона. Внешнее давление на власти оказывают международные организации и иностранные страны.
О силе этой оппозиции можно судить по темпам обсуждения поправок. Законопроект был принят в первом чтении в конце октября прошлого года, и только недавно профильный парламентский комитет одобрил его во втором чтении.
При этом противники законопроекта прибегали к самым разным способам, чтобы помешать его принятию. В результате за несколько месяцев список делегатов, инициировавших законопроект, сократился вдвое, и сейчас его подписали только 19 человек.
Это можно объяснить банальным шантажом: представители «гражданского сектора» Кыргызстана публично обращаются к посольствам США и стран Евросоюза с просьбой не выдавать визы депутатам-инициаторам поправок и членам их семей. Посольства эти обращения официально не комментируют. Но, похоже, сами же их и инициируют. Тем самым «приводя в чувство» депутатов, имеющих интересы на Западе.
Еще один инструмент — элементарное манипулирование общественным мнением. Противники законопроекта неустанно сеют панику, утверждая, что предлагаемые поправки «похоронят сектор НКО и уничтожат множество рабочих мест». Например, под ударом окажутся сироты и инвалиды. Хотя в законопроекте достаточно ясно говорится: «К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, социальной поддержки инвалидов, защиты материнства и детства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность».
Вопрос в том, читали ли запаниковавшие лидеры неполитических НКО законопроект, или им сказали паниковать, да погромче, кураторы.
О двойных стандартах зарубежных «поборников кыргызской демократии» прямо сказал президент Садыр Жапаров. Выступая на Народном курултае, он сообщил, что отказаться от контроля за НКО-НПО от Кыргызстана требуют более 30 стран. При этом своих двойных стандартов эти страны уже даже не стесняются.
В октябре прошлого года миссия ЕС в Бишкеке выразила обеспокоенность по поводу угрозы демократии, которую, по мнению евродипломатов, представляет собой законопроект Кыргызстана о НПО. Вскоре после этого Комиссия одобрила в Брюсселе свой собственный законопроект об иностранных агентах, патетично названный «Пакетом защиты демократии».
Он требует от европейских организаций гражданского общества, консалтинговых и научных организаций предоставлять информацию о финансировании, которое они получают из-за пределов ЕС, и регистрироваться в так называемом «Реестре транспарентности ЕС», если они таким образом якобы представляют неевропейские интересы.
Аналогичный закон действует в США с 1938 года.
Когда в Кыргызстане обращают внимание на подобные коллизии, западные «защитники демократии» и их представители в республике нисколько не смущаются, отвечая в духе известного интернет-мема: «Это другое, понимать надо».
Источник: https://t.me/nur_kz_7 Телеграмм-канал Сегодня.KZ