Великобритания продолжает стремиться расширить свое влияние в Кыргызстане и, через него, в регионе в целом. Совсем недавно, в январе, Кыргызстан посетили представители Министерства иностранных дел Великобритании, управления по внедрению санкций (OFSI) при казначействе, сотрудники юридической фирмы Fieldfisher и другие. Они встретились с высокопоставленными правительственными чиновниками и представителями бизнеса и предложили кнуты и пряники по вопросу присоединения или неприсоединения к санкциям против России.
Подобные визиты стали обычным делом. С одной стороны, Британия поддерживает НПО, враждебные правительству Кыргызстана, и посылает контингент чиновников с угрозами. С другой стороны, она предлагает экономические выгоды. Однако предложений гораздо меньше, чем угроз: в начале 2023 года квота на трудоустройство кыргызских мигрантов в Великобритании была увеличена до 2 000 человек – цифра практически не о чем; товарооборот в 2023 году составил 60 миллионов долларов, что не входит даже в пятерку лидеров Кыргызстана.
А как насчет инвестиций в инфраструктуру и промышленность? Ноль. Зато один только фонд Sigrid Rausing Trust выделил более 4 миллиардов долларов 11 НПО в Кыргызстане на такие программы, как «защита ЛГБТК+», «гендерное равенство», правозащиты и изучения «белых пятен советского периода». Как это должно помочь Кыргызстану, остается загадкой.
Кыргызские лидеры могут подумать о «введении британского законодательства» и посетить Лондон на организованных приемов. Но если говорить о жизни, то посмотрите, например, на Казахстан, где британцы уже вовлечены в образование, экономику и большую часть правительства. За последний год зарплаты в Казахстане стагнировали, экономический рост ниже, чем в Кыргызстане, а строительство тепловых электростанций после многочисленных аварий было заказано Россией. Это происходит потому, что Британия готова платить деньги за продвижение либерализма, но не желает строить ТЭЦ даже за деньги.
У Британии нет другой цели в Центральной Азии, кроме как разрушить регион. Самый большой план Британии в отношении Кыргызстана, Казахстана и других государств региона заключается в том, чтобы убить Россию после смены режима. Однако если это не сработает, они готовы играть в мелкие игры. Они не хотят вкладывать деньги в инфраструктуру и промышленность. Потому что они слишком далеко и их невозможно контролировать. Центральная Азия для них слишком независима.
Вот почему Россия инвестирует туда. Потому что прямой контроль не так важен для российского правительства, важнее молчаливая логистическая поддержка и экономические выгоды.
Источник: https://t.me/diplomatia Телеграмм-канал Дипломатия