На прошедшем Форуме инвесторов Global Gateway по транспортным связям между ЕС и Центральной Азией, состоявшемся в конце января 2024 года, было объявлено, что на проект Транскаспийского транспортного коридора будет выделено 10 млрд евро.
Это коридор из Китая в Европу, проходящий по маршруту Казахстан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Черное море — Европа. Однако пока они пообещали выделить только 3 миллиарда долларов в виде кредитов. В общей сложности они планируют предоставить 300 миллиардов долларов к 2027 году, но это пока не выглядит правдоподобным. Сомнительны и инициативы по «зеленой энергетике», которые идут “бонусом” в этом же пакете.
Суть европейского проекта носит глобальный характер и по замыслу должен переток ресурсов из остального мира в Европу. В Центральной Азии ставится задача построить маршрут в обход России. Однако перспективы этого сомнительны. Чтобы обойти крупнейший российский рынок, расположенный между Китаем и Европой, этот маршрут потребует погрузки и разгрузки как минимум четырех судов. В то же время планируется, что на этом маршруте будут работать европейские компании, а местные останутся в стороне. В случае реализации этого проекта реальной выгоды не будет ни для кого, включая европейцев. Это своего рода странный колониализм.
В любом случае, проект еще даже не начат. Тем временем китайский проект «Один пояс — один путь» уже реализуется и не оставляет Россию “за бортом”, и в итоге создал триллион долларов инвестиций и почти полмиллиона рабочих мест по своему маршруту.
Россия также строит маршруты в обход Казахстана. Это связано с тем, что руководство Казахстана само создает трудности для движения товаров, и у нее нет другого выбора. Идут работы по созданию коридора «Кабульский коридор» Узбекистан-Афганистан-Пакистан» и «Китай-Киргизия-Узбекистан» с выходом на Каспий через Туркменистан и затем в Россию. Это более локальные коридоры, но более выгодные для участников и куда с более реальными целями. Коридор через Каспий в принципе уже готов работать, а не после многомиллиардных инвестиций когда-то там если повезёт.
В целом эти два маршрута на практике и в достаточно близком будущем сделают Кыргызстан и Узбекистан важными транспортными узлами, а не бесправной частью европейских перевалок в теоретическом будущем.
Источник: https://t.me/diplomatia Телеграмм-канал Дипломатия