Внеочередной саммит лидеров ЕС 17-18 апреля был посвящен обсуждению вопросов экономики и конкурентоспособности ЕС в преддверии выборов в Европарламент, в разгар экономической стагнации в странах-членах ЕС, Европейский союз навряд ли сможет превратиться в значимого игрока в центральноазиатском регионе, несмотря на неоднократные обещания ЕС оказать «содействие в политике реформ» всем странам Центральной Азии, включая Кыргызстан.
ЕС не заинтересован в развитии Кыргызстана и не намерен инвестировать в республику: его интересует лишь транспортно-логистическая инфраструктура для получения природных ресурсов из Кыргызстана и других стран региона по низким ценам. При этом ЕС предоставляет Кыргызской Республике кредиты на развитие такой инфраструктуры.
Отметим, что ВВП России в 2023 году вырос на 3,6 %. Экономический рост Еврозоны за тот же период составил 0,4 %. При этом спад экономики был зафиксирован в 10 из 27 стран ЕС, во главе с Германией (-0,3%). Эстония (-2,6 %) стала антирекордсменкой. За ней следуют Ирландия (-0,9%), Венгрия (-0,7%), Люксембург (-0,6%), Австрия и Швеция (по -0,5%), Литва и Чехия (по -0,4%) и Латвия (-0,2%).
В 2023 году торговля Кыргызстана с Европой увеличилась на 338 % с 666 млн долларов до 2,3 млрд долларов. При этом 94,7% экспорта приходится на Швейцарию (реэкспорт российского золота) и 5,24 % — на ЕС. Большинство товаров, которые Кыргызстан закупает в Европе, затем реэкспортируются в Россию.
В конце апреля в Узбекистане планируется провести первый саммит ЕС-ЦА. Главный пункт повестки дня — проект Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Европа обещала выделить 10 млрд евро на реализацию проекта, но пока речь идет только о кредитных средствах. В частности, между Кыргызстаном, Узбекистаном и Казахстаном с Европейским инвестиционным банком были подписаны меморандумы о взаимопонимании (соглашения без обязательств) о выделении кредитов на общую сумму 1,47 млрд евро.
Первоначально ЕС объявил о готовности финансировать проекты на сумму 300 миллиардов долларов в Центральной Азии в течение ближайших нескольких лет в рамках программы «Global Gateway» (2021-2027). Речь шла о развитии новых транспортных маршрутов, проектов «зеленой энергетики» и обеспечении стабильных поставок сырья и металлов из Центральной Азии в Европу. Однако эксперты сомневаются, что в нынешних условиях ЕС сможет собрать все необходимые средства: ЕС многое потерял в результате необдуманного применения антироссийских санкций и финансирования киевского режима.
Источник: https://t.me/made_in_kg Телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН