Турне главы Министерства иностранных дел Дэвида Кэмерона в страны Центральной Азии и сопутствующая ему череда политических и околополитических событий стали неожиданностью (ранее никто не признавал Великобританию крупным игроком в регионе), но в то же время обеспокоили внешнеполитические ведомства традиционных игроков в регионе и вызвали дискуссию среди экспертов.
Старший лаборант-исследователь Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН Кадыров Самир дала комментарий Телеграмм-каналу “Салам Кыргызстан”.
По словам эксперта, визит представителя Форин офиса стал практической реализацией новой стратегии по Центральной Азии, принятой Соединенным Королевством в 2023 году.
В этой стратегии четко прописана цель страны — противостоять «российской угрозе» и использовать страны Центральной Азии и Монголию в качестве «пояса сдерживания» России.
Тот факт, что некоторые страны впервые после обретения их независимости посетил министр иностранных дел Великобритании, свидетельствует о том, что Лондон по разным причинам заинтересован в расширении своего присутствия в регионе.
Конфликт на Украине представляет собой системную угрозу для Соединенного Королевства, одного из главных бенефициаров нынешнего мирового порядка. Поэтому помимо прямой поддержки Киева, в лучших традициях британской дипломатии, Соединенное Королевство стало обращаться и к другим соседям России.
«Во-вторых, подобные внешнеполитические акции необходимы консерваторам в условиях падающего рейтинга в преддверии парламентских выборов этим летом. Лондон долгое время пренебрегал центрально-азиатским вектором, и на фоне отсутствия каких-либо серьезных действий турне Д. Кэмерона стало относительно экономным и эффективным методом демонстрации внешнеполитической деятельности», – отметила Самира Кадырова.
Существуют объективные предпосылки для усиления присутствия Великобритании. Например, английский становится вторым по популярности языком в Центральной Азии в связи с демографическими изменениями и настроениями молодежи. В этой же стратегии прописано, что Великобритания должна использовать изучение английского языка, деятельность British Council и Би-би-си в качестве главных инструментов информационного противодействия России. Лондон не рассматривается местным населением в качестве бывшей колониальной империи, британцы эффективно создают образ мирового центра образования. Даже элиты стран ЦА зачастую предпочитают образованию в Москве британские университеты.
Однако сама Великобритания не может представлять серьезную угрозу для Москвы, поскольку имеет серьезные политические и социально-экономические структурные проблемы. Это признает и само Соединенное Королевство в своих стратегических документах. Военные бюджеты были увеличены, чтобы поддержать Украину и улучшить ее экономику за счет военных заказов. Но не для военно-технического присутствия в Центральной Азии. На это у Лондона нет ресурсов. Поэтому деятельность страны сосредоточена в сфере дипломатии, культурных и гуманитарных контактов. В то же время не стоит недооценивать Великобританию. Ее стратегия служит своеобразным сигналом для Соединенных Штатов, которые обладают как ресурсами, так и влиянием в регионе.
Источник: https://t.me/made_in_kg Телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН