Если точнее, борьба между мировыми державами идет за металл, который необходим для производства электротранспорта. А добывается он на африканском континенте.
Африканист Виктор Васильев в своей публикации указывает на то, что администрация президента США положилась на формальные и неформальные методы регулирования автомобильного рынка, чтобы гарантировать, что к 2032 году две трети легковых и грузовых автомобилей, продаваемых в Соединенных Штатах (а это крупнейший рынок в мире), будут электрическими или гибридными.. Однако искусственный рост спроса на электромобили оказал в значительной степени положительное влияние на автомобильную промышленность Китая. Китайский гибрид Yuan Plus оказался в несколько раз дешевле своих аналогов американского производителя Ford.
И тут Государственный департамент предпринял беспрецедентный шаг – 14 мая 2024 года повысил тарифную ставку на электромобили иностранного производства с 25% до 100%!
Но это не сработало.
Доминирование сохраняется за Китаем. Американские и европейские производители электромобилей чуть ли не полностью зависят от поставок батарей (используемых в новых авто), а также тех материалов и металлов, которые используются для создания низкоуглеродных энергетических систем столь необходимых для зеленой экономики.
По данным Международного энергетического агентства, цель Европейского Союза по нулевым выбросам к 2021 году, провозглашенная в Законе “О климате” и Указе Байдена, приведет к увеличению спроса на литий, графит, кобальт и никель в тридцать раз в течение последующих двадцати лет.
И здесь многое упирается в Африку. На Черном континенте находится около трети мировых минеральных ресурсов, включая более половины мировых запасов кобальта, марганца и платины. Надежный же доступ к поставкам необходимых стратегических материалов имеется только у Китая. Пекин этого добился путем долголетних инвестиций в горнодобывающую отрасль африканских стран, и выстраивания логистических цепочек.
Сегодня Китай производит достаточно аккумуляторов для всех производителей электромобилей в мире. Только одна китайская фирма CATL, контролирует более 30% мирового рынка аккумуляторов для электромобилей и является ведущим производителем уже семь лет подряд.
Например, на Демократическую Республику Конго (ДРК) приходится чуть менее трех четвертей всего производимого в мире кобальта. И почти весь металл далее экспортируется для переработки в Китай, который перерабатывает около 90% мирового производства кобальта и редкоземельных элементов (РЗЭ), концентрирует от 50 до 70% поставок лития и 35 % поставок никеля.
Необходимо признать, что администрация Байдена осознает масштаб проблем и соответствующая коррекция стратегии Штатов в Африке уже происходит.
Администрация Байдена осознает масштабы проблемы и соответствующий пересмотр стратегии США в Африке уже был проведен. В частности, крупным геополитическим и инфраструктурным проектом по избавлению от прямой зависимости от Пекина является уже реализуемый проект «коридор Лобито», соединяющий Анголу, ДРК и Замбию. Коридор обеспечит более короткий и надежный транспортный маршрут из богатых полезными ископаемыми внутриконтинентальных стран в одноименный ангольский порт на Атлантическом океане, по новой железной дороге.
Отметим, что и центральноазиатские страны также не остаются в стороне. Так, в конце 2022 года казахстанская горнодобывающая компания Eurasian Resources Group (ERG) и ее местный партнер Gecamines возобновили работу предприятия по добыче меди и кобальта Boss Mining в провинциях Луалаба и Верхняя Катанга на юге ДР Конго, которое было остановлено в феврале 2019 года из-за тогдашнего падения цен на кобальт и разногласий между собственниками. Достигнутые соглашения и повышение мировых цен на кобальт и медь способствовало возобновлению производства.
Источник: https://t.me/afric_ylbIbka Телеграмм–канал Улыбаемся & Машем