С момента выхода американцев из Кабула в августе 2021 года, эксперты постоянно указывают на значительную активизацию ИГИЛ в Афганистане.
Как отмечает политтехнолог, автор ТГ-канала «Улыбаемся&Машем» Виктор Васильев, подтверждением тому стал теракт в Подмосковье в марте этого года. Ответственность за террористические действия в «Крокус Сити Холле» взял на себя филиал ИГИЛ в Афганистане “Вилаят Хорасан”. После захвата заложников в ростовском СИЗО уже не остается сомнений в том, что террористическая деятельность ИГИЛ против России и ее союзников носит серьезный и системный характер.
Как показывает история организации, ИГИЛ умеет работать с этническими меньшинствами. В случае с Афганистаном речь идет о таджиках и узбеках. Учитывая, что руководство самой мощной на сегодняшний день ветви ИГИЛ состоит из русскоязычных выходцев из Центральной Азии, неудивительно, что они направили свои вербовочные кампании на центральноазиатские диаспоры в России. И это им в значительной степени удалось. Не случайно агентство специальных операций «Талибана» неоднократно сообщало о задержании сторонников ИГИЛ в Афганистане среди членов диаспоры, проживающих в России.
Однако террористическая и информационная (проповедническая) деятельность «ИГИЛ-Хорасан» — не единственная деятельность этой организации.
В аналитическом докладе, опубликованном 5 июня, “Объединенный фронт Афганистана” (AUF), возглавляемый Сами Садатом, бывшим командиром афганского спецназа, зафиксировал значительное увеличение числа боевиков ИГИЛ (до 9 000) и активную кампанию по вербовке по всему региону.
В отчете также сообщается о переезде к концу 2023 года многих активных лидеров ИГИЛ из Сирии и Ирака в регион Белуджистан в Пакистане и провинцию Кунар в Афганистане.
Целью всех этих действий может стать крупная атака из северных провинций Афганистана в одну из стран Центральной Азии.
Пока неизвестно, против кого будет направлена атака ИГИЛ.
По косвенным причинам можно предположить, что это будут южные регионы Кыргызстана.
Во-первых, в руководстве ИГИЛ-Хорасан преобладает этническая фракция узбеков, основу которой составляют выходцы из Исламского движения Узбекистана (смертельные враги И. Каримова, уже в 1999 году вторгавшиеся в Баткенскую область Кыргызстана). Однако, тягаться с крупнейшей армией региона организации явно не по силам. Реванш ИГИЛ может взять в южных регионах Кыргызской Республики (Ошская, Баткенская, Джалал-Абадская области), где по самым приблизительным подсчетам проживает около 1 млн этнических узбеков. Узбеки этого региона, в силу более либеральных по отношению к религии законов, настроены более религиозно, в сравнении с узбеками РУз. Кроме того, у этнического меньшинства региона сохраняются фантомные боли по итогам закончившихся для узбеков неудачно этнических столкновений в Оше в 2010 году. Это также может использовать пропаганда ИГИЛ.
Во-вторых, Кыргызстан является стратегическим союзником России по ОДКБ.
В-третьих, все решают геополитические интересы заказчиков.
Южная часть Кыргызстана — важный логистический маршрут между Пекином и Москвой, в том числе для товаров двойного назначения. Как известно, китайские производители не хотят идти на прямой риск, опасаясь вторичных санкций, а Казахстан блокирует транзит всех санкционных товаров через свою территорию. Это подчеркивает важность Кыргызстана как регионального хаба для товаров на маршруте из Китая в Россию.
Еще одна цель — строительство уже анонсированной железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Эта железная дорога протяженностью 486 км (311,8 км в Кыргызстане!) имеет стратегическое значение для Москвы и Пекина.
Для западных держав важно во что бы то ни стало уничтожить этот логистический коридор, связывающий Пекин и Москву, который так важен в том числе и для военной промышленности Российской Федерации.
Источник: https://t.me/ramzayiegokomanda Телеграмм-канал Рамзай