Недавно стало известно, что Китай, Кыргызстан и Узбекистан подписали соглашение о строительстве новой железной дороги. Строительство магистрали начнется осенью и заканчивается через 6 лет. На реализацию проекта будет потрачено 4,7 миллиарда долларов. При этом Пекин отдаст половину суммы, а Бишкек и Ташкент выделят по четверти.
Встал вопрос в ширине колеи — отечественный/советский стандарт, то есть «широкая» или европейская «узкая колея». Китай продавил 169-километровую дорогу «своей» китайской модели в горах Кыргызстана от Торугарта через Макмал до Джалал-Абада. Далее колея российская — между пунктами перегрузки. Узбекистан не стал заморачиваться и остался верен советским/российским стандартам ширины дороги.
Может быть, потому, что их железнодорожная сеть намного более развита, чем наша? Получается, что одна из самых крупных станций будет около города Джалал-Абад. Там будет станция смены колесных пар и перегрузки/загрузки. Далее, стоит ли говорить о том, сколько возможностей обогащения дает такая диспозиция для местных кланов? Как и то, сколько грузов/товаров будут появляться/исчезать по пути, зная наши реалии.
Также хотелось бы наложить карту железной дороги на карту месторождений полезных ископаемых и посмотреть на эту «коллаборацию». Вполне вероятно, что китайская сторона «просчитала» и этот потенциально выгодный для себя момент.
Пока же, глава кабмина Акылбек Жапаров утверждает, что два крупнейших проекта — железная дорога и Камбаратинская ГЭС-1, не лягут грузом на бюджет страны.
Для реализации этого проекта в Кыргызской Республике будет создана совместная проектная компания (СПК) для обеспечения деятельности, в рамках которой доли уставного капитала будут распределены следующим образом: Китай — 51%, Кыргызстан и Узбекистан — 24,5% соответственно. По словам генерального директора КТЖ, общая стоимость проекта оценивается в 4,7 миллиарда долларов, из которых половина — 2 млрд 350 млн долларов — будет выделена китайской стороной в виде кредита СПК, а другая половина затрат будет распределена между 3 странами. Доля Кыргызстана составит около 700 млн долларов.
Источник: https://t.me/made_in_kg Телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН