На недавней встрече главы правительства Кыргызстана Акылбеком Жапарова с вице-премьером России Алексеем Оверчуком обсуждался новый транспортный маршрут для грузоперевозок через Туркменистан, который через Каспийское море свяжет Кыргызстан и Россию.
Многокилометровые заторы на границе с Казахстаном не устраивают кыргызских экспортеров швейных изделий и особенно скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Кыргызский легпром занял сегодня значительную долю на российском рынке, и его позиции, в том числе зависят от оперативных поставок продукции.
Создание коридора в обход Казахстана позволит миновать возникающие на казахстанской границе искусственные препятствия для товаров и перенаправить часть грузопотока в порты Астрахани и Махачкалы, что снимет для Кыргызстана все искусственные барьеры для грузоперевозок и торговли. В дальнейшем он может быть продлен по уже строящейся железной дороге из Узбекистана через Киргизию в Китай, и в будущем станет главным конкурентом маршрута по казахстанским железным дорогам.
Стоит отметить, что в Кыргызстане будут созданы 2 международных торгово-логистических центра на севере и юге страны. Они будут предназначены для международного экспорта агропродовольственной продукции в страны ЕАЭС и ближнего зарубежья. Так, северный центр разместится на площади 40 га будет иметь объем хранения сельскохозяйственной продукции 3000 тонн, на нем будет создано 200 рабочих мест. А на региональном уровне в республике планируется создать 20 торгово-логистических центров.
А в начале 2024 года ЕАЭС включила 2 проекта из Кыргызстана в число приоритетных для союза. Речь идет о реконструкции объездной автодороги города Бишкек и строительстве железной дороги от Балыкчы (Иссык-Куль) через Кочкор (Нарынская область) к угольному месторождению Кара-Кече и далее к Джалал-Абаду и золоторудному месторождению Макмалу (Джалал-Абадская область). Эта дорога соединит железнодорожную инфраструктуру севера и юга страны. Реализация проектов позволит создать единую внутреннюю железнодорожную сеть и увеличить пропускную способность транзитных маршрутов через Кыргызстан.
Кыргызстан эффективно использует свое географическое положение как перекрестка торговых путей в Центральной Азии, стремясь стать важнейшим транспортно-логистическим хабом региона. Создание маршрута в обход Казахстана позволит Кыргызской Республике увеличить доходы страны и поднять уровень жизни населения страны.