Редакция Телеграмм-канала “Салам Кыргызстан” побеседовала с автором Телеграмм-канала “LogiStan. Экономика Центральной Азии” Григорием Михайловым
— В начале текущего года ЕАЭС включила 2 проекта из Кыргызской Республики в число приоритетных для Союза. Речь идет о реконструкции объездной автодороги города Бишкек и строительстве железной дороги от Балыкчы (Иссык-Куль) через Кочкор (Нарынская область) к угольному месторождению Кара-Кече и далее к Джалал-Абаду и золоторудному месторождению Макмалу (Джалал-Абадская область). Насколько реализация этих проектов увеличит пропускную способность всего маршрута через Кыргызстан?
Григорий Михайлов: Практически никак. Оба проекта в первую очередь выполняют задачу повышения транспортной связности внутри Кыргызстана. Это важная составляющая развития логистической сферы страны, без повышения связности говорить об эффективном росте транзита нельзя, но приоритет развития транспорта в стране должен быть таким: сначала обеспечение внутренних потребностей и только затем транзит. В странах ЦА эту последовательность, порой, нарушают.
Ремонт и модернизация объездной дороги позволит улучшить условия для грузо- и пассажироперевозок по Чуйской области и, лишь отчасти, при доставке грузов из КНР в Казахстан и Россию.
Что касается железной дороги Балыкчы – Кара-Кече – Макмал. Первая задача — сделать добычу угля и золота более выгодной, повысить привлекательность ряда месторождений Кыргызстана для инвесторов.
Если дорога будет достроена до Макмала и соединена с планируемой сейчас ж/д дорогой «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», это позволит впервые за историю Кыргызстана соединить Бишкек и Ош прямым железнодорожным сообщением. Сейчас, груз отправленный из Бишкека по железной дороге, должен пересечь 3 границы и пройти в обход страны по территории Казахстана и Узбекистана.
Для развития Кыргызстана этот проект важен, но на данный момент вопрос о его финансировании не решен.
— В последнее время на самом высоком уровне обсуждается необходимость организации нового транспортного маршрута для грузоперевозок, который через Каспийское море свяжет Кыргызстан и Россию (порты Астрахани и Махачкалы — Каспийское море — Туркменистан — Узбекистан — Кыргызстан). Как скоро этот маршрут может стать альтернативой логистике через Казахстан?
Григорий Михайлов: Развитие любого маршрута требует значительного вложения денег, сил и времени. Особенно это касается мультимодальных маршрутов, проходящих по территории нескольких стран. Маршрут Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Россия относится именно к таковым. Груз из Бишкека по такому пути пересекает 3 границы, при этом дважды перегружается при транспортировке по Каспию.
Отдельные перевозки по данному маршруту могут совершаться уже сейчас, однако для полноценного использования маршрута потребуются годы скоординированной работы всех стран-участниц. На данный момент перевозки по этому маршруту обходятся заметно дороже доставки груза через Казахстан.
Источник: https://t.me/made_in_kg Телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН