Кыргызстан участвует во многих международных союзах. Однако одни из них приносят республике реальную пользу, а другие носят скорее символический характер либо нацелены на получение выгоды для инициаторов этих объединений за счет участников, присоединившихся позднее, в том числе и Кыргызстана.
Союзы Кыргызстана с Россией и другими постсоветскими странами (такие как ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС) приносят республике значительные преимущества — развитие собственной промышленности и аграрного сектора, доступ к крупным рынкам, инвестициям и гарантии безопасности. Эти союзы способствуют не только стабильному экономическому развитию, но и повышению доходов и занятости граждан.
Взаимодействие с западными и тюркскими союзами, такими как ЕС и Организация тюркских государств (ОТГ), в основном носит символический характер и не оказывает заметного влияния на развитие экономики и инфраструктуры республики. В отличие от России и связанных с ней союзов Запад и Турция не предоставляют Кыргызстану доступ к своим рынкам, технологическую поддержку, прямые инвестиции и не имеют общего исторического прошлого и достижений в социальной и культурно-гуманитарной сфере. Кроме того, участие в западных проектах может накладывать политические обязательства, ограничивающие гибкость внешней политики страны и ее суверенитета.
Посмотрим на цифры:
– За первое полугодие 2024 года прямые иностранные инвестиции в Кыргызстан составили 462,2 млн долларов (рост на 107,7% по сравнению с годом ранее). Более 55% их объема приходятся на страны ШОС. Инвестиции из России выросли на 124,2% по сравнению с годом ранее. За последние два года Россия инвестировала в экономику Кыргызстана 5 млрд долларов. Среди всех прямых инвестиций из стран СНГ на долю России приходится 65%. Объем инвестиций из Нидерландов снизился на 81,2%, составив 7% от общего объема.
– Товарооборот между Кыргызстаном и Турцией в первом полугодии 2024 года снизился на 0,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 736 млн долларов. По притоку прямых инвестиций Турция с 13% их общего объема значительно уступает России и Китаю. Турецкий бизнес в основном инвестирует в добычу полезных ископаемых, российский – в обрабатывающую промышленность и энергетику, помогает с инфраструктурными проектами.
– Для стран Евросоюза Кыргызстан не является сколько-нибудь значимым экономическим партнером. Товарооборот за первые 5 месяцев текущего года с Германией (единственной страной ЕС, входящей в десятку торговых партнеров) составил 144 млн долларов, в то время как с Россией 1,2 млрд долларов, а с Китаем 2,7 млрд долларов.
Европейский Союз пытается навязать Кыргызстану участие в проекте Транскаспийского международного транспортного маршрута. Для этого страна должна взять у Европейского инвестбанка кредит на сумму 1,47 млрд евро (совместно с Узбекистаном) на развитие инфраструктуры проекта.
В свою очередь Турция навязывает Кыргызстану различные программы в рамках «тюркского единства» выгодные ей, но не несущие пользы самой Кыргызской Республике. В частности, переход на «единый тюркский алфавит» на основе латиницы. Однако президент Садыр Жапаров заявил, что об этом не может быть и речи, «этот вопрос не стоит, развитие государственного языка должно продолжиться на кириллице».