О миграционной политике Российской Федерации 

Начало 2025 года в России ознаменуется вступлением в силу Закона об усилении государственного контроля (надзора) в миграционной сфере. 

В частности, граждане, не имеющие разрешения, могут находиться в России не более 90 дней в течение 1 года. В результате иностранцы, работающие без трудового договора, не смогут применять практику сброса иммиграционной и иммиграционной истории.

В 2024 году проблеме трудовой миграции в России уделяется все больше внимания как со стороны государственных органов, так и со стороны общества в целом. Террористическая атака в ТЦ “Крокус-Сити” 22 марта 2024 года стала катализатором для более активного пересмотра миграционной политики и привлекла внимание к необходимости комплексного подхода к миграционному управлению и интеграции.

Решение проблемы миграции в России требует тщательного подхода, учитывающего как экономические потребности в рабочей силе, так и вопросы национальной безопасности, социальной стабильности и культурной интеграции. Этот баланс становится все более важным на фоне демографических проблем и экономических потребностей, стоящих перед страной. Понятно, что нехватка рабочей силы может привести к замедлению экономического роста. Президент России Владимир Путин сказал об этом на пленарном заседании Валдайского дискуссионного клуба 7 ноября 2024 года: 

«У нас прямо сейчас в стройке где-то полмиллиона, 600 тысяч человек отрасль возьмет и не заметит. В промышленности 250 тысяч человек нужно прямо сейчас — и тоже будет маловато».

Изменения в проведении экзаменов для иностранцев

Меры, которые Россия предпринимает для модернизации миграционной сферы, включают процесс сдачи экзаменов по русскому языку, истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Глава Министерства образования и науки России Валерий Фальков издал несколько инструкций, направленных на усиление контроля качества экзаменов:

– Вузы должны до 1 мая 2024 г. исключить всех коммерческих партнеров, которые ранее участвовали в организации экзамена. Они больше не должны допускаться к работе по проведению экзамена и оформлению сертификатов.

– Регионы в первую очередь должны заключить договоры с государственными вузами: в каждом субъекте за проведение экзамена должен отвечать определенный местный университет.

– Усилить контроль за процедурами проведения экзамена и выдачи сертификатов. – При нарушениях сразу сообщать в правоохранительные органы, а тех, кто нарушения допустил, отстранять от работы.

Сейчас проводить экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства имеют право:

– Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 

– Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 

– Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, 

– Уфимский университет науки и технологий, 

– Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

– Московский центр качества образования, 

– Дальневосточный федеральный университет, 

– Национальный исследовательский Томский государственный университет, 

– Псковский государственный университет, 

– Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена,

– Северо-Кавказский федеральный университет, 

– Казанский (Приволжский) федеральный университет, 

– Санкт-Петербургский государственный университет.

Дальневосточный федеральный университет назначен одним из региональных центров тестирования иностранцев в 2021 году. Принятие более строгих мер по тестированию и отстранение коммерческих площадок от проведения тестов привело к резкому увеличению процента людей, не прошедших тестирование. Если раньше доля проваливавших экзамен не превышала 1–2%, в настоящее время она увеличилась до трети.

Проблема нехватки рабочей силы в России на примере Дальнего Востока

В то время как проблема нехватки рабочей силы на Дальнем Востоке особенно обостряется из-за ухудшения демографии, она становится все более очевидной даже с учетом утвержденных планов развития региона. Владимир Путин, выступая на пленарной сессии Восточного экономического форума 12 сентября 2023 г., назвал развитие Дальнего Востока абсолютным приоритетом России на весь 21 век.

На пленарном заседании Девятого Восточного экономического форума Президент Российской Федерации объявил о строительстве новых крупных инфраструктурных объектов. Например, строительство атомных электростанций, которые помогут восполнить дефицит энергии, необходимый для создания крупных производств; развитие портовой инфраструктуры (участие белорусских и китайских компаний); строительство нового учебного городка (новый учебный кампус будет построен на территории кампуса ДВФУ в Улане-Удэ, Петропавловске-Камчатском, Чите и Владивостоке). Генеральный план Дальневосточного административного центра также был утвержден для его реализации в количестве 200 единиц. Будет выделено 1000 миллиардов рублей.

Ранее, по поручению президента о развитии городов Дальнего Востока председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития 16 городов Амурской и Магаданской областей, Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев, Якутии, Чукотки и ЕАО. Реализация планов комплексного развития позволит улучшить качество жизни населения, способствовать развитию перспективных отраслей экономики, создать новые рабочие места и дополнительные возможности для самореализации, а также раскрыть уникальные природные преимущества регионов. Это, в свою очередь, будет способствовать воплощению масштабной стратегии и одного из приоритетов внутренней политики по развитию Дальнего Востока России.

Реализация этих проектов невозможна без привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа. На сегодняшний день его отток имеет негативную ситуацию. Страны, предоставляющие рабочую силу (в частности, Узбекистан и Таджикистан), стремятся диверсифицировать поток трудовой миграции. Поставщиками рабочей силы для строительной отрасли на Дальнем Востоке являются Китай и Кыргызстан. Новые направления включают Турцию, Южную Корею, ОАЭ и страны ЕС. Невысокий курс рубля, рост мигрантофобских настроений и ужесточение миграционного законодательства (с 7 ноября 2024 г. вводится новое ограничение — будет предусмотрено право использовать информацию, полученную в результате государственной геномной регистрации, для установления личности иностранцев и лиц без гражданства) только усиливают эту тенденцию. Сайт Агентства миграции Узбекистана предлагает 17,9 тыс. вакансий в России и, для сравнения, 32,1 тыс. в Германии.

Как упоминалось выше, важно найти баланс между необходимыми мерами безопасности и обеспечением экономики рабочей силой. На заседании Совета по реализации государственной политики в области поддержки русского языка и языка русского народа, которое состоялось 5 ноября 2024 года, Владимир Путин заявил: 

«Надо определить и закрепить уровни владения языком с учетом реальных потребностей при трудоустройстве, общении в повседневной жизни, с учетом профессиональных требований, наших социальных и культурных норм поведения».

Поэтому в зависимости от вида деятельности, осуществляемой в России, рекомендуется установить четкие критерии, которым должен соответствовать заявитель. Это включает в себя множество совместных работ между Российской Федерации и странами, предоставляющими трудовые ресурсы.

Сотрудничество России со странами-партнерами в миграционной сфере

В марте 2024 года стало известно, что Министерство труда России выбрало государственного оператора организованного набора трудовых мигрантов — государственную компанию «Работа в России», которая будет заключать соглашения с работодателями в рамках оргнабора. В регионах также принимаются меры по урегулированию вопроса миграции. Например, на заседании антитеррористической комиссии, которое состоялось 22 октября 2024 г., губернатор Приморского края Олег Кожемяко предложил создать Агентство по миграционной политике и Совет по межнациональному согласию и миграционной политике.

Помимо этого, работы ведутся и в самих республиках. Например, переговоры об открытии филиала Многофункционального миграционного центра Российской Федерации в Кыргызстане завершены, и граждане могут заранее пройти все процедуры перед въездом в Россию.

17 октября 2024 года в Узбекистане вступил в силу приказ о преобразовании Агентства внешней трудовой миграции в Агентство миграции при Кабинете министров. Фонд миграции будет финансировать профессиональную подготовку мигрантов и их обучение иностранным языкам. Ожидается, что до 1 января 2026 г. функции Агентства, связанные с организованным подбором граждан, отправкой их на работу за границу и трудоустройством, будут постепенно переданы частным агентствам занятости.

4 октября 2024 года в ходе заседания таджикско-российской межправкомиссии в Душанбе вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин предложил создать рабочую группу, чтобы расписать все действия, связанные с обеспечением безопасности двух стран. Миграционный вопрос — очень чувствительный для республик Центральной Азии и может быть использован недружественными странами при реализации своих внешнеполитических целей по отделению региона от сотрудничества с Россией.

Выводы и рекомендации

Среди возможных адресных предложений по укреплению темпов роста экономики Дальнего Востока желательно следующие: определить категорию иностранных работников, которые должны пройти всестороннее изучение знания русского языка как иностранного, истории России и основ российского законодательства. 

Если это краткосрочная (до 6 месяцев) работа на закрытом объекте без возможности посещения городской инфраструктуры, на котором осуществляется полный контроль со стороны работодателя, то для представителей стран Дальнего зарубежья (которые реже ищут возможность остаться в России после окончания контракта) возможно предусмотреть послабление в необходимости сдачи комплексного тестирования. Уже сейчас на Дальнем Востоке несколько крупных российских и иностранных работодателей, такие как СИБУР, Газпром, Находкинский завод минеральных удобрений, Петро-Хэхуа, Sinopec (China Petroleum and Chemical Corporation), обозначили запрос на увеличение иностранной рабочей силы в 2025 г. для эффективного завершения этапов строительства промышленных объектов в регионах. Это позволит сократить срок введения заводов в эксплуатацию и предоставления рабочих мест для специалистов предприятий.

С другой стороны, для иностранных рабочих, которые не планируют оставаться на закрытых промышленных предприятиях в течение 24 часов, им необходимо пройти тестирование для получения дополнительных практических патентов. Предлагается внести изменения в методику тестирования на русском языке — добавить подтест «говорение». Мигрант сможет продемонстрировать тестирующему истинный уровень понимания языка. В настоящее время региональные площадки не имеют законной возможности оценивать разговорные навыки иностранных кандидатов, сдающих экзамен на работу.

В заключение следует отметить, что миграционная политика в России претерпевает существенные изменения, определяемые необходимостью обеспечения национальной безопасности, контроля потоков трудовой миграции и поддержания экономической стабильности. Страна продолжает укреплять правовые нормы и обеспечивать более жесткий контроль за миграционным досмотром и сертификацией, а также активно взаимодействовать со странами, предоставляющими рабочую силу, такими как Узбекистан и Таджикистан. Эти меры должны быть направлены на достижение баланса между безопасностью и экономическими потребностями с упором на интеграцию мигрантов посредством образования и уважения верховенства закона.

На фоне усиления конкуренции с другими странами за рабочих и изменения предпочтений мигрантов России придется усилить как нормативно-правовую базу, так и механизмы сотрудничества с международными партнерами. Развитие многофункциональных миграционных центров за рубежом, совершенствование организованной системы набора персонала и создание прозрачной инфраструктуры для управления и интеграции — все это станет основой устойчивой и безопасной миграционной среды, которая будет отвечать потребностям государства и общества в долгосрочной перспективе.

Источник: https://russiancouncil.ru/ Информационный портал РСДМ Российский Совет по международным делам

Exit mobile version