На этот счет своим мнением с редакцией ТГ-канала “Салам Кыргызстан” поделился Григорий Михайлов – главный редактор телеграмм-канала “LogiStan. Экономика Центральной Азии”, а также ответил на другие вопросы, связанные с объявлением о начале официальных работ по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.
– Официальные лица Кыргызстана и Узбекистана назвали начало строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан «стройкой века» для Центральной Азии. Будет ли этот новый логистический маршрут иметь такое же значение для Китая?
По мнению эксперта, если эта железная дорога будет построена, Китай сможет использовать его как дополнительный путь для грузооборота с государствами Центральной Азии, Ираном и Афганистаном. Таким образом, назвать данный логистический маршрут мегазначимым для Китая нельзя.
Для Узбекистана и Кыргызстана проект более важен и интересен, но его значение также не стоит преувеличивать. В случае с Кыргызстаном «стройкой века» станет возведение Токтогульской ГЭС, которая вырабатывает более трети потребляемой в Кыргызстане электроэнергии.
– Некоторые утверждают, что этот железнодорожный проект имеет поддержку на всех уровнях вопреки политике Астаны по использованию транзита через свою территорию для шантажа соседей (задержки на границе с Кыргызстаном, крайняя осторожность Казахстана в соблюдении антироссийских санкций). Действительно ли это так?
По мнению Григория Михайлова, казахстанские Казахстана послужили стимулом для реализации проекта, но их значение не стоит преувеличивать, а основные причины — другие. В целом следует понимать, что и Кыргызстан, и Узбекистан в любом случае вынуждены договариваться с Казахстаном, и даже после строительства железной дороги невозможно полностью избежать или нейтрализовать зависимость от Казахстана. Реализация проекта требует согласования со всеми заинтересованными сторонами, включая руководство Казахстана. В настоящее время серьезной оппозиции проекту нет. Однако раньше главным препятствием на пути строительства дороги был не чей-то злой умысел, а отсутствие финансирования со стороны Кыргызстана и Узбекистана.
— В прозападном окружении Кыргызстана и Узбекистана распространено мнение, что главным противником проекта является Москва. Есть ли основания для такого мифа?
Как считает эксперт, в свое время, описывая преимущества этого железнодорожного проекта, многие авторы утверждали, что он может взять на себя значительную часть грузоперевозок из Китая в Европу через российскую территорию. Позже другие авторы, сочтя это объяснение правдоподобным, утверждали, что реализация этого сценария лишит российские железные дороги части доходов и тем самым вызовет недовольство Москвы еще до начала реализации проекта. Впоследствии в СМИ стали появляться статьи о «строительстве железной дороги в обход России», утверждавшие, что она лишит Москву доходов от транзита китайских и европейских грузов. В то время как непатриотичные российские писатели волновались, прозападные СМИ ликовали. Несмотря на кажущуюся логичность, выводы авторов на самом деле были основаны на заблуждении. Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан не конкурирует с железнодорожными перевозками, проходящими через Россию. Она также не влияет на объем грузоперевозок через Россию. Это самостоятельное направление, и если оно и привлечет какие-то грузопотоки, то только от казахстанских аналогов. Но у последних точно хватит работы на ближайшее десятилетие — объемы китайского транзита растут с каждым годом.
Источник: https://t.me/made_in_kg Телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН