Для начала хотелось бы вспомнить пословицу – “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!”.
Есть также выражение “Из пушки по воробьям”, которое подразумевает, что цель и затраты на ее достижение несоизмеримы.
Как же оценить усилия государства по поддержанию порядка и контроля в информационной сфере? Давайте вспомним, как обстояли дела со свободой слова в Кыргызстане за последние 30 лет и 3 года. Разделение на такие временные промежутки не случайно.
Первые 30 лет можно назвать периодом лихой самостийности, когда с Запада в редакции СМИ хлынуло финансирование и были предоставлены различные привилегии. В результате Кыргызстан занимал первые места в различных “рейтингах демократии”. А чтобы сохранить статус “островка демократии” в Центральной Азии, Кыргызстан продолжал получать кредиты и гранты.
Однако власти Кыргызстана не сразу поняли, что Запад за короткий срок захватил почти все средства массовой информации. Кроме того, на территории республики издавались медиаресурсы оппозиционных партий соседних стран, что вызвало недовольство лидеров всего региона. В результате республика столкнулась с проблемами на многих уровнях.
Эта ситуация привела к первой “цветной революции” в марте 2005 года, когда администрация Аскара Акаева подверглась информационному давлению со стороны прозападной прессы.
Пришедший к власти Курманбек Бакиев попытался поставить на место всю армию НПО и СМИ, но не успел, да и не смог, этого сделать.
Алмазбек Атамбаев первым “качать тему” своими исками к СМИ, что на себе прочувствовал будущий руководитель пресс-службы главы государства Дайырбек Орунбаев, искавший деньги на выплату штрафа «за клевету» в адрес главы государства. Но и ему повезло с поворотом событий.
Сооронбай Жээнбеков в силу своего своеобразного понимания мира и государственного управления, окружил себя откровенными профанами, которые проспали информационное уничтожение собственного шефа. Наиболее знаковым был массовый дизлайк интервью С. Жээнбекова в Youtube, когда количество пальцев вниз в десять с лишним раз превысило символов одобрения! Даже «перезаливка» видео и отключение комментариев не спасло ситуацию.
Дуэт Садыра Жапарова и Камчибека Ташиева, пришедший к власти после октября 2020 года, сразу же начал работать над информационным сектором. В дополнение к пресс-службе была создана организация, координирующая работу пресс-служб во всех ведомствах. Таким образом, сотрудники пресс-служб могли без проблем находить друг друга и координировать подачу информации.
На законодательном уровне были ужесточены наказания за ложные новости и клевету. Стоит ли говорить, что ложью пользуются не только потребители западных грантов, но и журналисты и блогеры, которые открыто говорили о стоимости своих “услуг” по дискредитации определенных людей и организаций. Кроме того, от СМИ и НПО потребовали определиться, кем они являются и для кого работают. Это вызвало беспрецедентное давление на власти со стороны Запада. С другой стороны, президенты нашей страны никогда прежде не проявляли такой независимости.
Более того, недавно глава государства объявил, какие размеры грантов получают некоторые редакции. Эта сумма соизмерима с национальными государственными СМИ. Только вот в первом случае штат сотрудников менее 150 человек, а в УТРК трудится более 1 000 сотрудников.
В конце концов, власти осознали, хотя и не до конца, что пока иностранцы контролируют наш информационный сектор, наши люди будут жить в соответствии с их интересами.
Единственное, что нас беспокоит, — это то, что власти делают свою работу грубо и жестоко через правоохранительные органы. Нам нужны не обычные массовые аресты, число которых никогда не уменьшится, а тщательная и изощренная работа СМИ, использующих простые человеческие примеры для более быстрого и красивого донесения информации. Или освещающие события таким образом, чтобы не было возможности исказить “официальную” картину. Либо же, делать дела без какого-либо информационного сопровождения, в котором видны все огрехи пресс-служб. Как в случаях арестов различных групп людей, готовивших, якобы, многочисленные «попытки государственных переворотов». После ареста и “кино от ГКНБ” наступает полнейший информационный вакуум, который прозападные СМИ сразу же забивают своим контентом. Как следствие, каждое сообщение о пресечении «организованной преступной деятельности», возможно, очень даже реальное — населением всерьез не воспринимается. И люди бегут смотреть выпуски Би-Би-Си или слушать радио «Азаттык».
Источник: https://t.me/made_in_kg Телеграмм-канал САЛАМ КЫРГЫЗСТАН