В Самарканде в начале апреля 2025 года пройдет первый после пандемии саммит «ЕС — Центральная Азия». Как анонсируется, на нем будут обсуждать инфраструктурные проекты, включая Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), управление водными ресурсами, а также климатическую повестку. По итогам саммита ожидается подписание Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве или аналогичных документов со странами региона.
Европа столкнулась с серьезными вызовами в экономике и энергетике. ЕС нужны дешевые ресурсы для развития собственной экономики, а не экономик тех стран, которые эти ресурсы ему предоставят.
ЕС считает перспективным центральноазиатский регион, в том числе и потому, что он располагает недорогой рабочей силой. Поэтому он не заинтересован в росте доходов местного населения, в том числе и кыргызстанцев. А сами европейские проекты не наполнены каким-либо выгодным Кыргызстану содержанием и финансированием.
В подтверждение того, что для стран Европы Кыргызстан не является сколько-нибудь значимым экономическим партнером, ярко говорит показатель товарооборота: с 27 странами ЕС и Великобританией в первом полугодии 2024 года он составил 819,5 млн долларов.
В 2024 году Кыргызстан подписал с ЕС Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве. Оно, в частности, предусматривает сотрудничество «в новых областях, в том числе по критическим редкоземельным ископаемым, которые имеют ключевое значение для зеленой и цифровой трансформации». На территории Кыргызстана находятся 13% мировых запасов сурьмы — ключевого сырья для оборонной промышленности и электроники.
Европе особенно интересны запасы критически важных минералов (КВМ — медь, литий, никель и др.) в странах ЦА. Однако эксперты опасаются, что масштабные разработки месторождений КВМ лишь увеличат сырьевую зависимость региона, обострят проблему неравенства, а также ухудшат экологическую ситуацию. Риски особенно велики, если инвестиции пойдут только в добычу этих ресурсов.
Стоит отметить, что Евросоюз рассматривает Китай как своего «системного противника», и это создает риски как для дальнейшего сотрудничества ЦА с КНР, так и для развития ТМТМ. В 2024 году по этому коридору было перевезено 4,5 млн тонн грузов, при этом из 328 прошедших по нему контейнерных поездов 304 обеспечивали экспорт товаров из КНР в Европу. Торговая война между ЕС и Китаем может привести к сокращению грузовых перевозок через Центральную Азию, поскольку и Пекин, и Брюссель введут ответные меры. Это может повлиять на транзит таких товаров, как электроника, текстиль и оборудование, поток которых в последнее время увеличился через логистические центры, в том числе и в Кыргызстане.
ЕС готов инвестировать в инфраструктуру ТМТМ, однако лишь в виде займов странам, по которым проходит этот маршрут. В 2024 году Европейский инвестиционный банк подписал с властями Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана меморандум о выделении займов на 1,47 млрд евро, а Европейский банк реконструкции и развития — меморандум о взаимопонимании с Казахстаном по кредитной линии в 1,5 млрд евро. Однако эти деньги пока остаются лишь обещаниями: в условиях кризиса собственной экономики ЕС затягивает решение этого вопроса.