Садыр Жапаров с 3 по 6 февраля посетил с рабочей поездкой Пекин. Наши СМИ обсудили, казалось бы, уже всё: и на чем глава государства полетел, и во что он был одет и другие не менее важные вещи. Только, как обычно, до сути большинство так и не дошли.
Визит Садыра Жапаров в Китай может иметь важные стратегические последствия для Кыргызстана. Ведь основной целью поездки стало обсуждение с Си Цзиньпином строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Реальные межгосударственные договоренности редко становятся достоянием широкой общественности, но есть косвенные признаки того, что проект будет реализован.
Обсуждать, когда начнется строительство и сколько это будет стоить – дело неблагодарное. Оно напоминает, скорее, гадание на кофейной гуще. Но вот о плюсах и минусах этого проекта рассказать стоит.
Риски для Кыргызстана
Они есть и их много. Только глупец будет утверждать, что железная дорога через Кыргызстан – это только бонусы для нашей страны.
Китайская дипломатия славится тем, что активно продавливается позиция, которая несёт максимальные выгоды Пекину. И это ни для кого не секрет.
Вогнать своего партнера в максимально возможные долги – это всегда то, к чему стремится Китай. Основной инструмент – завышение стоимости работ по проекту, соответственно, с привлечением к ним своих же специалистов.
Вспомним переговоры Китая с той же Малайзией. Только лишь жёсткая позиция премьер-министра Мохаммада Махатхира позволила снизить стоимость прокладки магистрали по территории Малайзии с 4 млн. долларов США до 2,1 млн. долларов США за один километр трассы.
Однако требование Пекина, чтобы эти деньги осваивали китайские же инженеры и рабочие осталось в силе. А если учесть то, что китайские компании, работающие зарубежом, не отличаются особой щепетильностью в соблюдении экологических норм, то ущерб природе гарантирован. Туда, куда ступила нога китайцев, чаще всего остается бесплодная пустыня.
Есть и еще одна интересная сторона вопроса – это обеспечение безопасности строящихся объектов. В тех случаях, если Китай посчитает, что какая-либо страна не в состоянии обеспечить правопорядок на своей территории, где он является инвестором, то он настаивает на вводе туда китайских ЧВК. С учетом последних событий в том же Казахстане, Китай может настоять и на вводе своих частных армий на территорию Кыргызстана. Мы не утверждаем, что так оно и будет, то вероятность такого развития событий присутствует.
Так что выход из логистического тупика, в котором сейчас находится Кыргызстан, может стоить для страны очень дорого. Остается надеется, что Садыру Жапарову удалось всё же договорится на приемлемых для Кыргызстана условиях, которые помогут стране выйти из кризиса.